Время новостей
     N°109, 26 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2006
По закону военного времени
Американские власти считают абсолютно законной секретную программу, дающую доступ к банковским операциям граждан
Министерство финансов США призналось, что отслеживало банковские операции, получая информацию от международной системы финансовых коммуникаций SWIFT. В пятницу уходящий с поста министра Джон Сноу (он работает в этой должности до 2 июля) и его заместитель Стюарт Ливи, курирующий антитеррористическую программу, выступили со специальными заявлениями. Характерно, что ни тот ни другой чиновник не упомянули, какие еще американские ведомства или спецслужбы задействованы в «Программе отслеживания финансов террористов». Зато оба говорили о том, что предание огласке этой секретной программы сильно затруднит их работу и навредит американской безопасности. С информацией о секретной слежке за банковскими переводами выступили The New York Times и The Los Angeles Times. При этом, как сообщает РИА Новости, Белый Дом настойчиво просил прессу не предавать огласке эти данные.

«Президент Буш ясно дал понять, что обеспечение безопасности американцев и граждан на всей планете должно быть нашим приоритетом номер один», -- первым делом заявил г-н Сноу. Он сказал, что «особенно гордится» разработанной в его ведомстве антитеррористической программой. Пытаясь объяснить, как она действует, г-н Сноу прибег к рыболовным образам. Он сказал, что суть действий его подчиненных -- это не «ловля на блесну» нужной информации в частных финансовых отчетах американцев, а «острый гарпун, нацеленный в основание террористической деятельности».

Стюарт Ливи, который руководит в минфине направлением антитеррористической и финансовой разведки, подтвердил, что в своей работе его сотрудники использовали данные из системы SWIFT.

Необходимость использования программы возникла после трагедии 11 сентября, тогда правительство США и получило доступ к базе данных SWIFT. The New York Times удалось побеседовать с 20 чиновниками и представителями банковского сектора, имеющими отношение к этой программе. Издание сообщает, что деятельность проекта изначально ограничивалась сбором данных о финансовых переводах мусульман с фамилиями, напоминающими фамилии людей, подозреваемых в причастности к «Аль-Каиде». Но затем список был сужен, так как спецслужбы оказались перегружены огромным количеством бесполезной информации.

Власти США настаивают на том, что программа абсолютно законна и применяется исключительно к иностранцам, подозреваемым в причастности к террористическим организациям. По их словам, программа способствовала поимке одного их высокопоставленных членов «Аль-Каиды» в Юго-Восточной Азии. «Американское правительство осуществляет жесткий контроль, чтобы гарантировать использование получаемой информации исключительно для борьбы с терроризмом. Мы можем запрашивать только те данные, которые можно использовать для отслеживания террористов, -- заявил Стюарт Ливи. -- Аналитики, имеющие доступ к данным, не могут пользоваться информацией, если вместе со словом для поиска они не введут объяснения того, как этот запрос связан с борьбой с терроризмом».

После опубликования материалов американские власти выступили с жесткой критикой действий американской прессы, через которую просочились секретные данные. Вице-президент США Дик Чейни, выступая в Чикаго, заявил, что состоявшаяся вопреки позиции Белого Дома публикация сильно затруднит борьбу властей в с терроризмом. «Мы разочарованы тем, что The New York Times в очередной раз решила пролить свет на засекреченную программу, существующую для защиты американцев», -- заявила представитель Белого Дома Дана Перино. Джон Сноу назвал факт придания секретной информации огласке «прискорбным»: по его мнению, публикация методов, которые применяют власти в борьбе с террористами, «не только вредит национальной безопасности, но и ухудшает возможности правительства предотвращать террористическую деятельность в будущем».

Стюарт Ливи заверил общественность, что юридическая основа для подобного доступа к банковским данным «абсолютно понятна»: право запрашивать и получать эти данные дает принятый в 1977 году закон об экономических полномочиях в условиях международной чрезвычайной ситуации. Этот закон расширяет чрезвычайные полномочия, первоначально предоставленные президенту США Актом о торговле с противником 1917 года. В частности, президенту дается право после объявления национальной чрезвычайной ситуации, возникшей в результате угрозы из внешнего источника, расследовать, регулировать и запрещать практически любые экономические транзакции, включая те, которые касаются собственности, принадлежащей иностранному государству или гражданину другой страны.

Исполнительный редактор The New York Times Билл Келлер объясняет необходимость публикации тем, что американцы непременно должны знать о границах своей свободы. «Мы по-прежнему убеждены в том, что информация о необычайном доступе администрации к этому обширному хранилищу финансовых данных представляет большую важность для общественности, как бы аккуратно этот доступ ни осуществлялся», -- заявил Келлер.

Денис УВАРОВ