Время новостей
     N°107, 22 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.06.2006
Консерватория свободных художеств
Прошел парад героев артпремии «Мастер»
Вот мы сетуем. Дескать, мало у нас в России возможностей стимулировать художественный процесс профессиональными наградами. «Государыня» (Госпремия) никакой погоды не делает. «Черный квадрат» для молодых из-за оскудения казны организации «Экспо-Парк. Выставочные проекты» как-то так незаметно стерся. Первая «Инновация», учрежденная Государственным центром современного искусства совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, превратилась в такой междусобойчик членов жюри, лоббировавших своих выдвиженцев, что если бы не примиривший всех главной премией отважный пацифист и замечательный художник Алексей Каллима, конфуз вышел бы страшный. Одна у нас с 2003 года маленькая радость -- негосударственная профессиональная премия «Мастер», возникшая по инициативе кураторов галереи «Ковчег». Она вручается ежегодно за творческие достижения тем столичным художникам, чье участие в выставочной жизни Москвы кажется значительным специально созданному экспертному совету и пулу столичных критиков. С нынешнего года Русский банк развития выплачивает лауреатам «Мастера» по 50 тыс. рублей.

В минувший вторник в столичной галерее М'АРС состоялась церемония вручения дипломов «мастерам 2005». Обрамлением торжества стала выставка работ всех победителей за три года. Когда все собралось в одно время в одном месте и появилась возможность увидеть всю панораму «мастеров», отчего-то взгрустнулось. Дело не в том, что выбрали не лучших художников. Нет, конечно. Лауреатами этого года стали, например, Андрей Красулин -- художник, увлеченный традицией минималистского формотворчества в русле экспериментов самой прогрессивной части официального МОСХа (Московского союза художников), а также дуэт мультипликаторов Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова. Работы Ярбусовой, Норштейна, Красулина заняли почетный центральный зал анфилады. По сторонам от них -- творения лауреатов прошлых лет, тоже замечательных мэтров -- Константина Батынкова, Нины Котел, Виктора Пивоварова, Ирины Затуловской, покойного Михаила Рогинского. Такой подбор будто свидетельствует о том, что пластические ценности в современном российском искусстве живут и побеждают. Загвоздка в одном. Предъявленный смотр победителей к современному искусству России имеет отношение весьма и весьма условное. Собраны в основном звезды от семидесятых до начала девяностых. И в этом плане выставка имеет большую историческую ценность: можно изучать круг тем, образов, идей, стилевые поиски художников, многие из которых причислены к сонму классиков (Рогинский, Пивоваров).

Отдельный сюжет -- рисунки к мультипликационным фильмам Франчески Ярбусовой и Юрия Норштейна. Внутри выставки они существуют абсолютно автономно, ибо амбициозные критерии маэстрии художественной как таковой над ними не властны. Они превосходят их так же, как смиренная молитва превосходит бряцающую рифмами барочную оду. Вспоминается пример из театра, когда в чеховских спектаклях МХАТа неглавную роль исполнял Иннокентий Смоктуновский. Вокруг него хорошо или не очень лицедействовали народные и заслуженные, а он просто мог своим тихим присутствием придать действу грандиозный масштаб и оправдать многое, что не вытянули режиссер с актерами. (Кстати, фотографируя на церемонии великого мультипликатора, я с изумлением обнаружил, что Норштейн на Смоктуновского стал очень похож.)

Другая отдельная новелла -- творчество одного из самых активно выставляющихся в Москве художников Константина Батынкова. Он живописует свои по-брейгелевски многофигурные картины в технике гризайль за суперкороткие сроки какими-то многокилометровыми партиями. Работоспособность феноменальная! (Между прочим, сейчас в столице два проекта Батынкова, один -- «штук семьдесят» картинок с детьми в Крокин-галерее, другой -- готовящийся Домом фотографии и MasterCard проект про футбол; о его подготовке сам Батынков смущаясь рассказал следующее: «Вот позвонила Свиблова и попросила за две недели что-нибудь сделать, ну я и написал штук восемнадцать холстов, два на три каждый, с играющими человечками -- матчи то на межгалактических станциях, то в тюремной зоне, а то и просто муравейник игроков».) Однако, несмотря на выставочное конфетти, назвать Батынкова зеркалом современного артпроцесса трудно. Он тоже профессор артконсерватории, последователь графической традиции, от маньеризма XVI века до советской книжной иллюстрации.

В целом представленная "доска почета Мастеров" гипотетически способна стать смотром работ номинантов на «государыню». Респектабельность и традиционализм -- общие для обеих премий критерии. Чтобы от опасного соседства с официозом отойти, возможно, учредителям премии необходимо корректировать состав экспертного совета, вводить в него больше деятелей актуальной художественной сцены.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки