Время новостей
     N°106, 21 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2006
Голодный расчет
Россияне не доверяют социальной политике государства
Несмотря на экономический подъем последних лет, рост реальных доходов населения, увеличение финансирования социальной сферы, как ни парадоксально, усилилось недовольство россиян практически всеми сторонами жизни. Причем столь выраженного недовольства не было даже в гораздо худшей ситуации конца 90-х годов прошлого века, ознаменовавшихся финансовым кризисом и дефолтом 1998 года.

Такой вывод сделали ученые Института социологии РАН, которые в сотрудничестве с представительством германского Фонда имени Фридриха Эберта провели масштабное социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 1750 россиян 11 групп населения из 58 населенных пунктов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Его итоги подведены в представленном вчера 140-страничном докладе «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян».

Доклад получился настолько критичным, что позволил приглашенному на обсуждение профессору МГУ Александру Бузгалину назвать его «обвинительным приговором социально-экономической политике, которая проводится в стране». Ученые выяснили, что декларируемые властями успехи в этой сфере, мягко говоря, преувеличены, а «системной политики реформ социальной сферы, охватывающей все категории населения, не просматривается, как и не осуществляется в данной сфере эффективного администрирования». Результаты исследования, позволяющие говорить о необходимости серьезной корректировки социально-экономической политики, не могут не заинтересовать чиновников, тем более за полтора года до парламентских и немногим больше -- до президентских выборов. Кстати, директор Института социологии Михаил Горшков пообещал, что доклад обязательно будет направлен в правительство.

Социологи, в частности, спрашивали респондентов, как изменилось положение дел в различных сферах жизни российского общества за время президентства Владимира Путина. Результаты удивили: из 14 показателей лишь в четырех (безработица, возможность зарабатывать, поддержка семьи, пенсионное обеспечение) респонденты отметили позитивные изменения. «По всем остальным сферам россияне либо не видят никаких изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону, либо отмечают ухудшение ситуации», -- говорится в докладе. Количество россиян, недовольных такими сторонами жизни, как бедность, социальная справедливость, ситуация с дошкольными учреждениями, с высшим образованием, здравоохранением, жильем, экологией, безопасностью, превышает число довольных в два-три раза.

Так, за три года с момента избрания Владимира Путина президентом (с 2000 по 2003 год) число тех, кто считал, что ситуация с уровнем жизни улучшается, выросло более чем втрое -- с 6 до 21%. При этом доля тех, кто имел противоположное мнение, составляла в 2000 году 23%, а в 2003-м -- 25%. Сейчас же доля россиян-оптимистов практически та же, а тех, кто говорит об ухудшении уровня жизни, стало уже 32%.

Ученые, на их взгляд, нашли ответ на вопрос, почему растет количество недовольных, почему их больше, чем в кризисные 90-е годы. Тогда большинство населения отчетливо понимало, что страна находится в глубочайшем кризисе «и всерьез рассчитывать на позитивные перемены не приходится». Сейчас же ситуация принципиально иная. Кризис давно преодолен, страна богатеет не по дням, а по часам, власти постоянно твердят об успехах, однако проку от этого для большинства россиян никакого: заметных сдвигов в их уровне жизни, как показало исследование, не произошло. А ведь они так надеялись, что и им достанутся хотя бы крохи "сырьевого" пирога. «Планка общественных притязаний выросла настолько, что имеющийся уровень материального и социального положения уже не отвечает новому запросу общества к уровню и качеству жизни», -- отмечается в докладе. Вывод таков: «В данном случае мы имеем дело с социально-психологическими причинами, коренящимися в усталости значительной части общества от той социально-экономической модели, которая предполагает стабильность, но не обеспечивает конвертацию экономического роста в улучшение качества жизни всего населения».

Ситуацию могли бы исправить реализуемые ныне приоритетные национальные проекты в здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Однако они, как и реформы в социальной сфере, больше пугают население, нежели обнадеживают его. В частности, это связано, как отмечают социологи, «с крайне низким уровнем информированности россиян о сути этих реформ, что в свою очередь порождает массу слухов, домыслов, фобий и т.д.». Выяснилось, например, что спустя полгода после объявления президентом о реализации нацпроектов (время проведения исследования) о них ничего не знали 44% респондентов. Правда, сейчас, спустя почти год после президентского выступления по национальным проектам в сентябрь 2005-го, о нацпроектах не знают, согласно приведенным на презентации доклада данным ВЦИОМ, уже «только» 30%.

Недоверия к реформам переносится даже на такое "стабильно одобряемое обществом дело», как повышение зарплат: 58% россиян не верят, что увеличение зарплат бюджетникам в полтора раза до 2008 года сможет действительно улучшить их материальное положение. Еще больше тех (73%), кто не верит, что это увеличение будет способствовать росту качества медицинских и образовательных услуг.

Власть на обсуждении доклада представлял глава комитета Госдумы Андрей Исаев. Признав в целом важность проделанной работы, он тем не менее допустил, что ответы респондентов не всегда честны. По его словам, люди давно научились «давить на государство» в том числе при помощи социологических опросов. Правда, эта точка зрения выглядит крайне сомнительной. Скорее уловившие тенденцию к "закручиванию гаек" со стороны власти в стране граждане постараются в опросе, наоборот, быть как можно лояльнее к государству. По крайне мере до сих пор практически все, в том числе не слишком популярные, инициативы власти большинство населения, если верить опросам, одобряло. Просто прикинуться богатыми или хотя бы богатеющими у бедняков не получается.

Михаил ВОРОБЬЕВ