Время новостей
     N°191, 17 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2001
«Роста среднего, вид приблатненный»
Как один прапорщик всех сенаторов озадачил
Если уж не попасть в книгу рекордов Гиннесса, то как минимум побить национальный рекорд грозится одно криминальное расследование, о существовании которого на днях объявили сотрудники МВД России. Только за последние месяцы сыщики, ведущие это уголовное дело, по их словам, были вынуждены дать ответы на обращения примерно 150 депутатов Госдумы и около 80 членов Совета Федерации. С точного счета депутатских запросов милиционеры уже сбились, но справедливо полагают, что в рамках их расследования таких бумаг скопилось уже намного больше, чем было по всем наиболее громким делам последних лет вместе взятым. Касается оно судьбы ничем ранее не известного жителя Воронежа -- 34-летнего Николая Барвенко, работавшего обычным шофером, а потом вдруг бесследно исчезнувшего из родного дома. Впрочем, сами депутаты и сенаторы, беспокоящиеся о рядовом гражданине (что, без сомнения, похвально), в своих посланиях не скрывают, что пытаются помочь отцу Николая -- Дмитрию Григорьевичу Барвенко, человеку очень и очень уважаемому, генерал-полковнику, доктору экономических наук, основателю и руководителю целого ряда общественных организаций. Впрочем, история эта была бы в принципе лишь еще одной грустной иллюстрацией человеческому отчаянию и бессилию власти, если бы не одно «но». Как выяснили подвергшиеся депутатскому штурму сыщики угро, на самом деле заваривший эту кашу 62-летний Дмитрий Барвенко вовсе не генерал-полковник и не доктор наук, а... отставной армейский прапорщик, со времен перестройки засветившийся в целой серии громких афер (включая создание липовой воинской части) и получивший за одну из них тюремный срок. Главное, как утверждают сыщики, у них есть все основания полагать, что Барвенко-младшего никто не убивал и не похищал, а он сам ударился в бега, прихватив значительную часть состояния, сколоченного отцом до своего ареста.

По данным Минобороны, Дмитрий Барвенко закончил армейскую карьеру простым прапорщиком еще в 80-е годы. Однако размеренная жизнь отставника его явно не устроила.

Как оказалось, уже тогда он представлялся полковником, а потом и генералом некоего Казачьего войска Дона, Юга и ближнего зарубежья России и доктором экономических наук (при необходимости «казачьи реквизиты» опускались). Однако, согласно данным МВД, в госреестре казачьих обществ России подобного человека не значится, не подтвердилась и его ученая степень. Впрочем, в первую очередь оперативников заинтересовали не его помпезные регалии, а подконтрольные фирмы, имевшие звучные названия, но не зарегистрированные как юридические лица.

Главной из них была «Военная ассоциация Министерства обороны Российской Федерации». Как позже выяснилось, «генерал» создал на бумаге даже и собственную войсковую часть за №98827, которой и в помине не существовало. Сам Дмитрий Барвенко заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что он «вообще отправил в свое время пять сотен вагонов с военной техникой в Германию» и сейчас является владельцем 300 млн долларов. Эту историю следователи, по их признаниям, не знают, зато выяснили другую, не менее громкую.

Используя свои регалии, он в середине 90-х гг. познакомился с руководством Центрального авторемонтного завода (ЦАРЗ) №172 при Минобороны, продававшего списанную военную технику. Заполучив все необходимые сведения из ЦАРЗ, г-н Барвенко от имени своей ассоциации стал рассылать предприятиям факсы и письма. В них говорилось, что эта организация располагает дешевой и качественной техникой частей Минобороны, в том числе вывезенной из Германии. На самом же деле, как установило следствие, узнав, сколько стоит в ЦАРЗ та или иная машина, «генерал» увеличивал ее цену в 1,5--3 раза, после чего и предлагал ее клиентам. При этом «генерал» порой представлялся еще и одним из командиров «ВЧ №98827». Покупатели верили заявлениям столь большого начальника и были готовы платить без проверки качества техники. В результате вконец разбитые машины военных уходили по завышенной цене, а самому «генералу» доставалась большая часть выручки. Обычно деньги ему выплачивали либо наличными, либо на счета подставных фирм. Таким образом г-н Барвенко, как было установлено на суде, получил сотни миллионов рублей. (Следствие полагало, что реально г-н Барвенко похитил намного больше -- десятки, а возможно, и сотни миллионов долларов, однако найти хоть что-то, даже установленные следствием суммы, милиции не удалось.) В результате несколько лет назад «генералу» предъявили обвинение в мошенничестве, в 1999 году состоялся суд, и г-ну Барвенко дали пять лет лагерей. Впрочем, Верховный суд снизил его статью до незаконного предпринимательства и дал ему два года, тут же освободив по амнистии.

Выйдя в июне 1999 года на свободу, «генерал» обнаружил, что его сын Николай, работавший у него семь лет водителем, исчез. Как говорят милиционеры, в день пропажи Николай располагал крупной суммой денег отца, а уже после исчезновения несколько раз встречался с друзьями и просил их не говорить, что его кто-то видел. По последним данным, «пропавший» может находиться на Украине или в Германии. Тем не менее Барвенко-старший развернул бурную деятельность, рассылая письма депутатам и сенаторам, и добился возбуждения уголовного дела о похищении, а потом и убийстве. Впрочем, сейчас и в МВД, и в воронежской милиции не скрывают, что «ситуация для них абсолютно ясна».

Сам Дмитрий Барвенко прокомментировал сложившуюся ситуацию корреспонденту газеты «Время новостей» по-свойски, обильно сдабривая речь нецензурной лексикой. Он рассказал, что после выхода на свободу казаки ему вернули все воинские звания (последнее -- генерал-полковник), а также дал приметы сына: «Ему 32 года, рост 175 см, вид -- приблатненный, может голову снести». Далее г-н Барвенко в весьма специфических выражениях рассказал о творимом по отношению к нему милицейском произволе, о своем «кореше Паше Грачеве» и о своих версиях пропажи Николая -- его, по мнению генерала, могли убить либо приятели, либо стражи правопорядка. В завершение же «казачий генерал» позвал корреспондента в гости, пообещав среди прочего и «хороших проституток».

Александр ШВАРЕВ