Время новостей
     N°100, 09 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2006
Пропущенный символ
Россияне все еще путают цвета флага и текст гимна
И через 15 лет после избрания первого президента России (в ту пору РСФСР) жители нашей страны путаются в национальной символике. Отличить герб от флага смогут наверняка многие россияне, но дать точное их описание способен далеко не каждый. Как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный накануне Дня России, указать правильные цвета флага и то, в каком порядке они чередуются, смогли лишь 58% респондентов. Еще треть опрошенных (34%) хотя бы не путают цвета российского флага, но указать правильное расположение полос на полотнище не в состоянии.

Зато двуглавого орла безошибочно опознают уже гораздо больше россиян. Аж 86% опрошенных смогли правильно назвать, что именно изображено на гербе постсоветской России. Правда, 8% россиян при этом даже не вспомнили, как он выглядит. Что же касается гимна, то из всех государственных символов этот знаком гражданам меньше всего. Верно процитировать хотя бы первые слова произведения, вышедшего из-под пера Сергея Михалкова, смог лишь каждый третий (34%). Неправильных ответов оказалось примерно столько же (36%), и еще треть (30%) опрошенных вообще не вспомнили ни слова.

«Государственному гимну просто не хватает «раскрутки», -- пояснил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйдман. -- Новая редакция принята недавно, лишь несколько лет назад. Чтобы некий текст стал общенациональным, узнаваемым и значимым, должно пройти длительное время. Хотя позитивная тенденция есть: за два года с прошлого аналогичного опроса доля россиян, знающих слова гимна, увеличилась с 19 до 34%. То есть люди слышат трансляции во время официальных мероприятий или спортивных соревнований и постепенно его запоминают».

Социологи призывают не драматизировать ситуацию, тем более что россияне даже к государственным символам, о которых они имеют весьма приблизительное представление, относятся позитивно и добродушно. Причем парадоксальным образом теплее всего они относятся к гимну, слов которого почти не знают. Именно с гимном у россиян в большей степени связаны такие чувства, как гордость и восхищение (53%), симпатия (24%). Несколько слабее, как отмечается в исследовании, эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49 и 26% соответственно) и гербу (47 и 26%). О негативных чувствах и эмоциях, вызываемых нынешней российской госсимволикой, высказывалось подавляющее меньшинство респондентов, порядка 1--3%, то есть в границах статистической погрешности для исследований такого рода. Но нельзя не отметить, что 17--21% россиян относятся к госсимволам Российской Федерации безразлично.

Несмотря на то что государственные символы России -- флаг, герб и гимн -- как предмет гордости за свою страну упомянуло не более 7% россиян, по мнению Игоря Эйдмана, за последние два года в общественном сознании страны произошло смещение акцентов в сторону большего патриотизма. «Среди предметов гордости за страну на первое место четко вышло наше прошлое, наша история. Так сейчас ответили 57% респондентов, -- рассказал он. -- А в 2004 году на первом месте оказалось «место, где я родился и вырос». Сегодня таких ответов было 33%. То есть от такого местного, камерного патриотизма люди приходят к общенациональному. Эта тенденция очевидна».

При этом г-н Эйдман отметил, что параллельно национальной самоидентификации не произошло усиления «государственнического» самоощущения. Процент считающих, что можно гордиться «государством, в котором я живу», даже упал за эти два года с 24 до 18.

Ирина БЕЛАШЕВА