Время новостей
     N°93, 31 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2006
Тигр прыгнет в августе
В Южной Осетии готовятся к скорой войне с Грузией
Вчера Южная Осетия заявила о необходимости экстренной встречи сопредседателей Смешанной контрольной комиссии (СКК) в связи с осложнением обстановки вокруг непризнанной республики. «Мы направили соответствующие обращения с предложением проведения таких переговоров в Цхинвали 2 июня, -- сообщил «Времени новостей» первый заместитель председателя южноосетинского правительства Борис Чочиев. -- Москва и Владикавказ согласились, Тбилиси пока молчит».

Но Тбилиси не молчал. Как только появились сообщения о том, что уже якобы достигнуто соглашение собраться в Цхинвали 2 июня, грузинские власти выступили с опровержением этой информации. Грузинский сопредседатель СКК, госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заявил «Времени новостей», что с ним «никто ни о чем не договаривался, и никакого заседания поэтому быть не может». Он подтвердил, что ситуация вокруг непризнанной республики накаляется, но переложил вину за это обострение на российских миротворцев.

Тбилиси всячески противился ротации миротворцев через неконтролируемый Грузией Рокский тоннель, связывающий Южную Осетию с Северной. Г-н Хаиндрава несколько дней назад направил письма послу России и командованию «голубых касок» с требованием осуществить замену военнослужащих через КПП «Верхний Ларс» -- там грузинская сторона в состоянии контролировать ход ротации. Однако это предложение осталось без ответа. «Со стороны миротворцев проводить ротацию через Рокский тоннель вопреки нашей позиции -- это силовая провокация», -- заявил Георгий Хаиндрава.

Ворох взаимных упреков из-за Южной Осетии нарастает между Москвой и Тбилиси как снежный ком. Российский МИД вчера заявил, что еще 27 мая в зоне конфликта незаконно появился грузинский спецназ. А это может расцениваться как «провокационная акция, нацеленная на дестабилизацию обстановки, подрыв усилий по его мирному урегулированию». Г-н Хаиндрава назвал сведения о введении спецназа «враньем», пояснив, что в таком случае спецназовцы должны были преодолеть как минимум три блокпоста Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ). «И вообще непонятно, почему заявление о том, что якобы происходило 27 мая, делается 30 мая?» -- заявил госминистр.

Однако, по версии командующего ССПМ генерал-майора Марата Кулахметова, грузинские коммандос действительно прошли мимо блокпостов. По его словам, «примерно 60 спецназовцев блокировали пост российских миротворцев, блокада длилась непродолжительное время, после чего они отошли». Российский генерал считает подобные действия «вопиющим безобразием».

МИД России высказался по поводу «безобразия» на дипломатическом языке. На Смоленской площади заявили, что в Южной Осетии «возникла ситуация позиционного противостояния, при которой военнослужащие обеих сторон находились в непосредственном соприкосновении с оружием в руках». В этой ситуации «вооруженное противостояние могло в любой момент привести к новому кровопролитию» и «только сдержанность, проявленная российскими миротворцами, позволила предотвратить развитие событий по этому сценарию». МИД России предупредил, что «вся ответственность за последствия подобных эксцессов ложится на грузинскую сторону».

Цхинвали утверждает, что в Тбилиси подняла голову «партия войны», настаивающая на силовом решении проблемы Южной Осетии. Во вторник тбилисская газета «Алиа» сообщила, что осетинское руководство якобы раскрыло план грузинских властей по молниеносному захвату Цхинвали, получивший кодовое название «Прыжок тигра». Издание сообщает, что кульминация этого плана приходится на август. Комментируя эти сведения, источники «Времени новостей» в Цхинвали обратили внимание на планы Грузии разместить в Гори, в 30 км от зоны конфликта, мотострелковую бригаду. Более того, в этот город уже переведен из Тбилиси военный госпиталь.

Появление в непризнанной республике спецназа МВД Грузии в Цхинвали считают частью цепочки провокаций, за которыми, по словам Бориса Чочиева, последует «широкомасштабная дестабилизация». Еще 27 мая полиция Грузии арестовала 48 осетин, в том числе двух жителей Северной Осетии. Позже задержанные сообщили о побоях со стороны стражей порядка. Эти заявления подтвердили побывавшие в регионе Георгий Хаиндрава и омбудсмен Грузии Созар Субари. Осетины в ответ избили нескольких грузин.

Депутат грузинского парламента от оппозиционной Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава заявил «Времени новостей», что «необходимо услышать разъяснения от властей» по поводу инцидента с избиениями. По поводу информации о подготовке Грузией силовой акции против непризнанной Южной Осетии парламентарий заметил, что если судить по высказываниям министра обороны Ираклия Окруашвили, обещавшего встретить 2007 год в Цхинвали, «может быть, и есть такие настроения». Однако собеседник газеты сомневается в возможности начала военных действий со стороны официального Тбилиси: «грузинское руководство уже получало достаточно прозрачные послания от союзников и партнеров за рубежом о том, что решать проблему силой недопустимо».

Помимо встречи в рамках СКК Южная Осетия предложила провести с участием действующего председателя ОБСЕ саммит высших политических руководителей сторон. В понедельник и вторник Тбилиси и Цхинвали посетили послы Норвегии, Германии, Лихтенштейна и Испании в ОБСЕ. «Мы рассказали послам об этом нашем предложении, -- сообщил «Времени новостей» Борис Чочиев. -- Дипломаты согласились, что сторонам стоило бы подписать меморандум или заявление о неприменении силы».

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией