Время новостей
     N°91, 29 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.05.2006
Гигаватты пессимизма
Россия может стать энергетической сверхдержавой не раньше чем через 20 лет
Российские власти всерьез настроены превратить Россию в энергетическую сверхдержаву. Может показаться, что уже сейчас Россия вполне достойна претендовать на такой статус, учитывая ее масштабные запасы нефти и газа, которые при нынешних сверхвысоких ценах на эти основные товары российского экспорта приносят стране огромные доходы. Однако для того, чтобы действительно находиться впереди планеты всей в сфере энергетики, этого явно мало.

В докладе, представленном в минувшую пятницу на конференции, организованной Общественной палатой, на становление России как энергетической сверхдержавы отводится минимум лет двадцать. Да и то только в том случае, если уже сейчас власти активно начнут решать копившиеся годами проблемы.

Примечательно, что первоначально аналитики инновационного бюро «Эксперт» планировали провести исследование на тему «Россия -- энергетическая сверхдержава». Однако в результате труд получил менее амбициозное название: «Россия в энергетической сфере». Дело в том, что, как выяснили авторы, сегодняшняя ситуация в энергетике такова, что просто-напросто грозит стране большими проблемами -- например, срывом национальных проектов.

Россия, как оказалось, не соответствует ни одному из критериев, характеризующих энергетические сверхдержавы. Таких критериев пять. Во-первых, это страна, вводящая генерирующие мощности темпами, опережающими темпы роста экономики. Во-вторых, обладающая собственным конкурентоспособным машиностроением. В-третьих, способная обеспечить свой внутренний рынок энергоресурсами и влиять на рынок мировой. В-четвертых, это страна, способная на проведение эффективной энергосберегающей политики в промышленности и ЖКХ. В-пятых, имеющая свою школу, способную разрабатывать новые технологии в энергетической сфере и успешно готовящую кадры для нее.

Критерии отнесения страны к энергетической сверхдержаве куда шире и глубже показателей добычи и экспорта энергоресурсов. А ведь именно на необходимости увеличивать добычу и экспорт сегодня делается основной акцент. О том, что России нужны новые генерирующие мощности, что нехватка электроэнергии грозит экономическому росту, говорится намного меньше. А ведь именно эта проблема, судя по всему, сегодня выходит на первый план. И как убеждены авторы доклада, решать ее надо незамедлительно. Если, конечно, власть хочет, чтобы Россия стала энергетической сверхдержавой, а не энергетической колонией.

Советский Союз оставил новой России хороший запас энергетических мощностей -- 216 гигаватт (ГВт). И этого вполне хватало в 90-е годы прошлого века, поскольку после развала СССР и упадка экономики потребление энергии в стране упало на треть. Однако с конца 90-х годов в России начался экономический рост, который привел к тому, что уже в 2005 году потребление достигло примерно 200 ГВт. При том, что энергетических мощностей сохранилось с советских времен на 210,5 ГВт. Энергетики заговорили об исчерпании запаса прочности энергосистемы, поскольку стабильной ее можно считать тогда, когда производство электроэнергии превышает потребление на 15%. Да и старение энергетического оборудования (по некоторым оценкам, возраст 38% станций превышает 30 лет) оптимизма им не прибавляет.

Прошедшая зима доказала правоту специалистов. В сильные морозы энергосистема работала на пределе, в Москве даже вводились ограничения на потребление электроэнергии промышленным предприятиям. Если вспомнить еще и прошлогоднюю аварию на одной из подстанций, в результате которой пол-Москвы и часть Подмосковья остались без электричества, картина становится еще очевиднее.

При этом в правительстве, похоже, трудности с правильной оценкой потребности страны в электроэнергии. В энергетической стратегии до 2020 года, скорректированной последний раз в 2003 году, закладывался прирост потребления к 2005 году не более 50 млрд кВт/ч, а на самом деле он составил 73 млрд кВт/ч. В некоторых регионах фактическое потребление электроэнергии превысило прогнозируемое в разы. В Дагестане, Московской, Ленинградской, Белгородской областях -- более чем втрое, а в Тюменской -- почти в пять раз. Дефицит электроэнергии сдерживает не только развитие промышленности, но и жилищное строительство, что никак не способствует реализации национального проекта «Доступное жилье».

В докладе приводятся слова академика РАН Владимира Фортова, считающего, что энергодефицит «означает, что никакой национальный проект, никакая инициатива президента, никакие думские идеи, никакие новации, технологии и мегапроекты не будут осуществлены и будут попросту угроблены». Академик оценивает масштаб вложений только «для поддержания штанов» в 2--3 млрд долл. в год, «а лучше 5 млрд». Понятно, что для развития и модернизации энергетической отрасли, внедрения энергосберегающих технологий (Россия входит в первую десятку стран по энергорасточительству) много больше. Также придется существенно вложиться в российское энергетическое машиностроение, которое сегодня работает преимущественно по контрактам с теми странами, в которых давно осознали необходимость создания новых энергомощностей (например, Китай вводит таких мощностей по 40 ГВт в год, планирует -- 60 ГВт, Россия -- 1--2 ГВт).

Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус сообщил на конференции, что Минпромэнерго разрабатывает концепцию развития отечественного энергомашиностроения. «В этой программе будут учтены инвестиционные планы энергетиков, и в ней будет предусмотрена государственная поддержка энергетического машиностроения», -- сказал он.

Государство должно будет сыграть главную роль, в том числе финансовую, в развитии российской энергетики. В конце концов именно оно в ответе за инфраструктуру, в том числе энергетическую. «Если мы хотим иметь мощную энергетику, то не сможем справиться без помощи государства. Надеяться на частный бизнес не получится. Проекты капиталоемкие, рискованные, низкорентабельные. Нигде в мире такие проекты не осуществляются без помощи государства», -- заявил на конференции заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам глобализма и национальной стратегии развития Валерий Фадеев.

Михаил ВОРОБЬЕВ