Время новостей
     N°93, 31 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2006
Все спокойно -- ничего не ясно
Названы соискатели «Большой книги»
Сенсации не произошло. Возглавляемый Михаилом Бутовым экспертный совет премии «Большая книга» превратил «длинный список» претендентов (о нем см. «Время новостей» от 28 апреля) в «короткий» вполне грамотно и аккуратно. Из 71 сочинения (59 опубликованных книг и 12 рукописей) борьбу за очень большие деньги продолжат 15 (рукописей среди них всего одна). В принципе шорт-лист мог быть короче (правила позволяют вводить в него от 8 до 15 позиций), но эксперты решили продемонстрировать широту и щедрость. Как водится, несколько весьма достойных работ («Хвастунья» Инны Лиснянской, «Оно» Алексея Слаповского, «Вилла Белль-Летра» Алана Черчесова, «Метка Лилит» Галины Щербаковой) остались за бортом, несколько претендентов вызывают большие сомнения, но в целом все выглядит пристойно. И предсказуемо. В отличие от итога состязания, который выйдет из тумана в начале декабря.

Поскольку угадать, как сработает «голосовательная машина» (Литературная академия, где наряду с литераторами, издателями и журналистами состоят бизнесмены, представители общественности и прочие ньюсмейкеры), совершенно невозможно, остается лишь исчислить кандидатов. Итак, в азбучном порядке.

Дмитрий Быков. «Борис Пастернак». Одна из всего двух книг non-fiction, что продолжат борьбу за премию. (А сколько разговоров было о том, как «Большая книга» одолеет треклятое «романное засилье»!) Сила и обаяние работы Быкова отнюдь не в жанровой прописке -- это умное, свободное, артистичное, полнящееся любовью повествование о жизни и судьбе великого поэта, бесспорно, достойно многих хвал, каковые автор уже услышал и еще услышит.

Юрий Волков. «Эдип царь». Экспертный совет дает понять, что знает толк в неомифологизме. Может, и еще кому-нибудь эта советско-фиванская окрошка придется по вкусу.

Андрей Волос. «Аниматор». Фантастическая антиутопия с психологическими наворотами и гуманистическими вибрациями. Шахиды, трупы, чекисты, бешеные бабки. Местами вспоминаешь, что когда-то Волос написал «Хуррамабад». Но быстро забываешь.

Алексей Иванов. «Золото бунта». Этот недурной исторический триллер с прививкой фэнтези и претензией на философичность пиарят так истово и высокопарно, что порой кажется: пиарщики (открыватели пермского самородка) действительно почитают Иванова большим писателем. Что ж, с Акуниным когда-то этот интеллигентский самозавод сработал, а Иванов мастерит свою имитаторскую прозу не хуже. И не лучше.

Александр Иличевский. «Ай-Петри». Единственная рукопись, попавшая в шорт-лист. Выдвинутая одним издательством, ныне переместившаяся в другое. И к чему было спешить? Или не верили номинаторы, что «Большая книга» до будущего года дотянет? Это я о странностях премиального регламента вообще. Что же до Иличевского, то прозаик он одаренный (сужу по опубликованным вещам, а не по пока недоступному роману с горным именем) и привечаемый (лауреат последней премии Юрия Казакова за сильный рассказ «Воробей»).

Александр Кабаков. «Все поправимо», «Московские сказки». Обе последние (на сегодня) книги Кабакова были встречены литературной средой с удивительным единодушием. Роман «Все поправимо» получил большую (хоть и безденежную) премию Аполлона Григорьева. «Московские сказки» (вечные истории в новейшем антураже) мне лично нравятся еще больше. Не вполне понятно только, должно ли две книги рассматривать как единство (что вроде бы против правил) или как конкурентов. Досадно будет, если от столкновения книг Кабакова выиграет кто-то совсем другой.

Максим Кантор. «Учебник рисования». Полторы тысячи страниц тусовочного философствования от давно и крупно раскрученного (очень покупаемого и богатого) художника. Скажем, авангардиста. Или постмодерниста (хотя постмодернизм Кантор как бы не жалует). «Зияющие высоты» Зиновьева я когда-то дочитать смог. «Бесконечный тупик» Галковского целиком не осилил. Таскать нам не перетаскать…

Наум Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи». Вторая non-fiction позиция шорт-листа. Двухтомные мемуары одного из старейших наших поэтов, в прошлом году наконец-то полностью изданные в России. Книга предельно искренняя, умная, благородная. Очень хочется, чтобы воспоминания-размышления Коржавина прочли все, кто умеет думать. Но выдавать их за литературную новинку странно. Почтить большого мужественного писателя нужно было давно. Но, по-моему, иным способом.

Анатолий Королев. «Быть Босхом». На мой взгляд, единственная относительно живая вещь нашего маньеристского вольнодумца, старательно стремящегося то очаровать публику красотами извивистого слога, то шокировать свеженькими новостями о смерти Бога и дьявольской природе художества. Малую аполлонгригорьевку Королев за «Быть Босхом» получил. Может, и среди бизнесменов есть любители «востренького». Марина Палей. «Клеменс». На фоне этой гомоэротической истериады и Королев сойдет за пуриста, скромника и традиционалиста. К тому же с автором по-хамски обошлось прошлогоднее букеровское жюри, не пустив этот неприятный, вторичный (по-моему, просто хилый), но уж явно не коммерческий и вполне «художественный» роман в длинный список. Нынче справедливость торжествует. А кое-кто вспоминает, каким чудом была (и остается) проза Палей рубежа 80--90-х.

Ольга Славникова. «2017». Об этом романе я писал совсем недавно (см. «Время новостей» от 17 апреля). Потому, не вдаваясь в детали, констатирую: на мой взгляд, это одна из самых сильных и живых книг последних лет.

Далия Трусниковская. «Шайтан-звезда». Ну должно же быть в списке хоть одно фэнтези! А собственно, почему?

Людмила Улицкая. «Люди нашего царя». Коктейль из «Работницы» и «Плейбоя» давно стал ходовым товаром. А тут еще к тому же залит он не в роман, а в сборник рассказов. Так что эксперты продемонстрировали свою широту. Других сборников малой прозы в шорт-листе нет.

Михаил Шишкин. «Венерин волос». Бестселлер наш. Национальный. Прямиком с берегов Женевского озера. Ворованная кровь, глубоко личные сопли, общекультурные слюни. Не с «Большой книги» триумфальное шествие этого мастера шармирующей безвкусицы началось, не здесь и закончится. Скучно, девицы…

Как говорил в подобных случаях Хармс: Вот, собственно, и все.

Если кого-то интересуют мои предпочтения, то утаивать их не стану. Я бы хотел видеть призерами «Большой книги» Дмитрия Быкова («Борис Пастернак»), Александра Кабакова («Московские сказки») и Ольгу Славникову («2017»). А кто из них получит три миллиона рублей, кто -- полтора, а кто -- «всего лишь» один, мне совершенно все равно. Ну а перечитывать придется весь список.

Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения