Время новостей
     N°88, 24 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2006
Любить по-разному
Оперные премьеры сегодня и завтра
Сегодня, завтра, а также в субботу и воскресенье на Новой сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко (основная до сих пор не открылась) -- первая полноценная оперная премьера после долгой реконструкции здания. Театр начал работать, показав теплую и трепетную постановку оперетты Шостаковича «Москва-Черемушки» (к 100-летию автора), и вот наконец долгожданная «настоящая» продукция -- «Так поступают все женщины» Моцарта (еще одного юбиляра сезона, к 250-летию).

Как и в случае с Шостаковичем, ставка сделана на молодые лица и голоса: две юные барышни, Фьордилиджи и Дорабелла, под очаровательно-«безнравственный» аккомпанемент Моцарта будут обмануты двумя юными офицерами (Феррандо и Гульельмо), зачем-то доказывающими самим себе, что их верные возлюбленные на самом деле не так уж безупречны. Юноши преуспевают, потом обман разоблачается, и все вроде бы счастливы. Кроме загадок игривого сюжета, которые раскроет режиссер Александр Титель, в представлении будет еще одна интрига -- как-то справятся с труднейшей моцартовской партитурой солисты, стажеры и оркестр театра под руководством Вольфа Горелика.

Куда больший раритет сегодня же будет представлен в Камерном зале Дома музыки -- оперу венецианца Бальдассаре Галуппи (1706--1785) «Король-пастух» в концертном исполнении дает «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко. Она однажды уже была сыграна в Италии, теперь по случаю нового исполнения в Москву приезжает английская знаменитость тенор Марк Таккер, а компанию ему составят частые партнеры Гринденко Яна Иванилова, Галина Мурадова и другие. В данном случае это не просто старинная история любви, но и история о любви Екатерины II к итальянской музыке, ради которой она заставила Галуппи три года прожить в России, а он подарил ей за это оперу.

Не менее бодрый романтический сюжет с каноническими очертаниями -- в опере итальянского композитора Умберто Джордано (1867--1948) «Сибирь», премьеру которой показывает в эти дни театр Дмитрия Бертмана «Геликон». Она едет за Ним в Сибирь и там умирает, каковую историю Бертман живописует с присущей ему изобретательностью.

Но самый залихватский роман в оперном изложении -- завтра на сцене театра «Практика». Это новейшая «мини-медиаопера» московского композитора Ираиды Юсуповой, поэтессы Веры Павловой, видеохудожника Александра Долгина и литератора Дмитрия Александровича Пригова. Недавно она была впервые показана в Москве, когда же случится третий раз -- неизвестно. В опере «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе» (одно название чего стоит -- тут ссылки и на главную минималистскую оперу ХХ века «Эйнштейн на пляже» Филипа Гласа, и на Булгакова) Альберт Эйнштейн в Париже влюбляется в супругу советского скульптора и шпионку Маргариту Коненкову. Наградив зрителя нежнейшей музыкой и прочими визуально-литературными удовольствиями, советская чета отправляется восвояси, и никто не умирает. Из всех любовно-оперных приключений недели это, возможно, самое пикантное.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка