Время новостей
     N°88, 24 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2006
Прерванный полет
Юрий Лужков отказался от идеи авиатакси в Москве
Столичные чиновники в очередной раз доказали, что готовы без лишних вопросов разрабатывать любую самую фантастическую идею московского мэра до тех пор, пока он сам не убедится в ее абсурдности. На вчерашнем заседании городского правительства, посвященном обсуждению целевой программы «Московское воздушное такси», Юрий Лужков сначала сделал выговор своему заместителю Иосифу Орджоникидзе за затягивание разработки проекта, а затем фактически похоронил документ. «Служба авиатакси в Москве -- это абсолютно бесперспективная вещь», -- заявил мэр, не вспоминая, что до сих пор он придерживался прямо противоположного мнения.

Г-н Лужков всегда питал слабость к экстравагантным и дорогостоящим транспортным проектам, будь то монорельсовая дорога или тоннельное строительство. Однако лебединой песней градоначальника, безусловно, должно было стать освоение не только наземного, подземного и водного, но и воздушного пространства столицы. Первые предложения ударить малой авиацией по транспортным пробкам на заседании правительства Москвы прозвучали еще в 2001 году. Спустя три года мэр подписал постановление «О концепции московской городской целевой программы развития авиатакси», дав подчиненным год на превращение идеи в полноценную программу. При этом градоначальника совершенно не смущало, что директивой Генштаба Москва полностью закрыта для полетов, а федеральные правила разрешают полеты над столицей только в двух случаях -- для перехвата воздушных целей и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выполнить поручение мэра оказалось нелегко, но в итоге разработчики программы все-таки добились от военных согласия выдавать разовые разрешения на полеты коммерческих воздушных судов над водной гладью Москвы-реки.

Несмотря на то что объезжать транспортные заторы по Москве-реке гораздо проще и дешевле на речном трамвае, чем на вертолете, авторы проекта уцепились за возможность полетов над главной водной артерией столицы и вчера представили на суд мэра программу строительства в городе полутора десятка вертолетных площадок. Причем большую часть из них предполагалось расположить либо на берегах реки, либо непосредственно над водой. Однако ознакомившись с документом, решительный протест заявил глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин, обнаруживший, что куратор авиатакси Иосиф Орджоникидзе решил разместить вертолетные площадки в Серебряном Бору, Троице-Лыкове, Коломенском, Лосином Острове, Битцевском парке, Сокольниках и других особо охраняемых природных территориях. «Я не против самого проекта по существу, но это все запрещено федеральным законодательством», -- примирительно заявил г-н Бочин, пытаясь не затрагивать саму идею столичного авиатакси на тот случай, если она все же поддержана г-ном Лужковым.

Однако апеллировать к федеральному законодательству не пришлось. Мэр Москвы, судя по всему, прямо на заседании произвел расчеты и сделал вывод, который до сих пор, очевидно, не приходил ему в голову: если себестоимость полета составляет более тысячи долларов в час, то билет на московское авиатакси будет стоить примерно 500 долл. За эти деньги пассажир в назначенное время сможет оперативно переместиться вдоль Москвы-реки, но лишь в том случае, если не менее чем за сутки подаст заявку в соответствующие органы и получит разрешение на вылет. Назвав подобный проект «абсолютно бесперспективным», Юрий Лужков завершил обсуждение, сделав неожиданное заявление. «Полеты вертолетного или самолетного плана непосредственно над Москвой в рамках проблемы воздушного такси мы не обсуждаем! По всем тем режимам, которые работают в отношении Москвы, это вещь практически невозможная, особенно, когда мы говорим о чартерном характере», -- заявил градоначальник, отметив, что использование малой авиации имеет смысл лишь для полетов между столицами российских регионов. «Это вещь совершенно необходимая, и она должна быть организована в режиме регулярных полетов», -- призвал мэр возродить местные авиалинии, пользовавшиеся большой популярностью еще в Советском Союзе.

Александр ГУДКОВ