Время новостей
     N°86, 22 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.05.2006
Золотая лихорадка
Банкиры из «НОМОСа» и "Роскапитала" приговорены за мошенничество со слитками
Уникальную схему мошенничества с золотыми слитками, в которой оказались замешаны cотрудники известных российских банков -- НОМОС-Банк и «Российский капитал», раскрыли сотрудники УФСБ по Москве. В результате хитроумной аферы злоумышленникам удалось незаконно реализовать почти 140 кг золота на сумму 43 млн 858 тыс. руб. Недавно Таганский райсуд Москвы вынес обвинительный приговор начальнику департамента эмиссионных операций управления драгметаллов «НОМОСа» Вадиму Ефимову и его подельнику из «Роскапитала», начальнику отдела по работе с драгметаллами Михаилу Новикову. Признав банкиров виновными по статьям «мошенничество» и «незаконный оборот драгоценных металлов», суд приговорил Ефимова к четырем с половиной, а Новикова -- к четырем годам лишения свободы.

Как рассказали «Времени новостей» в УФСБ, в поле зрения спецслужб мошенники попали в 2002 году. Банкиры придумали хитрую схему купли-продажи не поставленного на баланс аффинированного (в слитках) золота под видом полуфабрикатов. Это им позволяло уйти от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Их схема начала работать с марта 2000 года, когда ввели НДС на золото.

По данным следствия, суть аферы заключалась в следующем. По российскому законодательству при продаже золота банками государство берет 18--20% налоговой стоимости, плюс небольшой процент накручивает сам банк. Если банк продает золото другому банку, эти проценты не взимаются. При этом золото даже не покидает своего хранилища (в России три госхранилища золота). Возможно только кратковременное изъятие для транспортировки. По законодательству невозможно продать золото без начисления НДС покупателю -- небанковской организации, если золото физически покидает спецхранилище. Сейчас практически весь произведенный в стране металл реализуется коммерческим банкам. Золото у производителей приобретает более 50 банков, а на долю крупнейших игроков рынка, в том числе НОМОС-Банка, приходится более 65% общих закупок. Всего же годовой оборот российского банковского рынка золота оценивается примерно в 6 млрд долларов.

Из материалов уголовного дела следует, что Вадим Ефимов, вступив в сговор с ювелиром-предпринимателем Олегом Переваловым и Михаилом Новиковым, организовывал сделки по покупке золота «Роскапиталом» у НОМОС-Банка. Правда, до «покупателя» золото так и не доходило. «Новиков, пользуясь служебным положением и авторитетом, подписывал доверенности для получения слитков в «НОМОСе» как якобы на представителей «Роскапитала». Затем в НОМОС-Банк приезжал человек из некой фирмы «Векторторг» с доверенностью «Роскапитала» и забирал золото, которое тут же продавалось ювелирным фирмам. Иными словами, по бумагам ценный металл покупал «Российский капитал», но платил за него «Векторторг», -- сообщили «Времени новостей» в УФСБ.

По данным следствия, ювелиры, получив информацию об очередной золотой сделке, заранее перечисляли деньги на счета, которые указывал Перевалов. Затем он переводил деньги на спецсчет «Роскапитала» в НОМОС-Банке (за вычетом комиссионного вознаграждения «Роскапиталу» и своего дохода). Доход мошенников составлял 2,4% от сделки. Перевалову доставалось 1--1,4% (в зависимости от размера слитков). Остальное шло Ефимову и Новикову. Доход злоумышленников только с одного килограммового слитка составлял 240 долл. Ювелиры не имели права покупать золото в виде слитков у «Векторторга» и прекрасно об этом знали. На риск предприниматели пошли из-за низкой цены на драгметалл. Кроме того, ювелир Перевалов обезопасил себя и партнеров, заключив с ними договоры на поставку слитков золотых полуфабрикатов в виде немерной полосы толщиной 3 мм. В дополнении ко всему, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами во время доставки, покупателю передавали акт приема-передачи ценностей как на золотой банковский слиток. Когда слиток доходил до места назначения, документы уничтожались. В ходе следствия сыщикам удалось доказать причастность банкиров к 47 аналогичным эпизодам. Данную операцию сами спецслужбы считают прецедентом. «После того как эта мошенническая схема была нами раскрыта, на рынке ее перестали использовать», -- заявили в УФСБ.

Борис КОРАБЛЕВ