Время новостей
     N°187, 11 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2001
Великий пивной октябрь
Питерские пивовары хотят утроить продажи
К лаврам кузницы кадров для федерального правительства Санкт-Петербург вполне заслуженно может добавить и звание пивной столицы России. Петербургский пивоваренный завод «Вена» (5,3% российского рынка, основные брэнды -- «Невское» и Tuborg) объявил, что намерен увеличить свою рыночную долю втрое и сделать свои брэнды первыми в сегменте premium. Для этого компания получила кредит в 27 млн долл. от ЕБРР, которому принадлежит 33% акций «Вены». Российский рынок пива уже близок к насыщению, и самым быстрорастущим сегментом остается premium, все основные игроки которого заявляют о серьезных амбициях.

По оценкам «Вены», в 2001 году общий объем продаж пива в России составит 4,7 млрд долл. (63 млн гектолитров, рост 17%). Однако на заводе убеждены, что нынешнее потребление пива в России -- 44 литра на человека в год -- далеко не предел, и полного насыщения рынок достигнет, когда российские потребители будут пить не меньше европейских -- 75 литров в год.

Но прогнозируемые темпы роста постоянно сокращаются: если в 2002 году, по оценкам маркетингового агентства «Бизнес Аналитика», объем рынка увеличится на 13% (до 71,5 млн гектолитров), то в 2003-м -- уже на 10% (78,7 млн), а еще через год -- только на 8% (85 млн гектолитров). Сегмент premium пивного рынка, по данным «Бизнес Аналитики», продолжает расти наиболее динамично: более 70% в денежном выражении за последний год. Сейчас доля этого сегмента составляет 14,7% (к 2004 году эта цифра должна составить 19,6%), причем основные продажи приходятся на Москву и Санкт-Петербург (здесь эта доля заметно выше среднероссийской: 26 и 31% соответственно).

В начале сентября ЕБРР заявил, что совет директоров одобрил предоставление «Вене» кредита в размере 80 млн долл. Однако, как выяснилось вчера, пока завод получил только 27 млн из этой суммы. «Мы получили заем на оплату первой стадии расширения нашего производства, -- заявил вчера гендиректор завода Бэрри Маршалл. -- Речь идет о потенциальной возможности выделения дополнительных средств, если они нам понадобятся». В результате инвестиционной программы, которая должна завершиться к 2002 году, руководство «Вены» рассчитывает увеличить объем производства до 2,4 млн гектолитров в год. По заявлению руководства компании, рекламный бюджет и расходы на продвижение марок утроятся (в этом году они составят 1,3 млн долл.).

За девять месяцев 2001 года завод уже произвел 75,7 млн литров пива, это в 2,3 раза больше прошлогодних продаж.

Компания планирует увеличить свои продажи втрое в ближайшие три--пять лет. Однако и конкуренты заявляют об аналогичных планах: «Быть лидерами в своем сегменте -- нормальное желание, но и амбициозные планы остальных игроков остаются в силе, -- говорит директор отдела маркетинга компании «Трансмарк», подразделения SAB (разливают пиво «Золотая бочка», Miller, Staropramen и др.) Константин Самойлов. -- Все производители имеют адекватные цели, мы не собираемся менять свою стратегию, сейчас наша компания занимает порядка 10% российского рынка, мы лидируем по объему продаж лицензионных брэндов и не намерены сдавать позиции».

Анфиса ВОРОНИНА