Время новостей
     N°85, 19 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2006
Ни у.е. себе
В России начинается кампания по дедолларизации экономики
Госдума, похоже, всерьез решила реализовать идею об «изгнании» из России доллара и евро. Нет, свободное хождение валют, пользующиеся у многих россиян с начала 90-х годов куда большим почтением, чем рубль, никто прекращать и не думает. Депутаты хотят запретить обозначения цен в долларах, евро и у.е. (условная единица) в ценниках, в СМИ, а также вытравить инородные слова из лексикона должностных лиц. Несогласных же предлагается «уговаривать» немалыми штрафами.

Вчера комитет Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект, в соответствии с которым цены на все товары и услуги в России должны быть установлены только в рублях. По сообщению ИТАР-ТАСС, также запрещается использование иностранной валюты в сведениях о стоимости товаров и суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней в СМИ, на информационных сайтах в Интернете. Законопроект запрещает высшим должностным лицам, в том числе госслужащим, членам Совета Федерации и депутатам Госдумы, упоминать о стоимости товаров и публичных сделок на российском рынке в долларах, евро и другой иностранной валюте. За употребление "без пяти минут ненормативной лексики" предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Например, за указание цен не в рублях -- до одной тысячи МРОТ.

Идея поднять значимость рубля за счет запрета на использование доллара, евро и у.е. в ценниках не нова. Еще в 2003 году депутаты обращались с соответствующей просьбой в правительство, а с прошлого года в запрет на ценники в иностранной валюте и условных единицах ввел закон «О защите прав потребителей». Однако эта мера результата не дала. Сегодня цена в у.е. выставляется на квартиры, автомашины, бытовую технику, авиабилеты. Одним словом, цену, выраженную в у.е., можно встретить практически на любой товар, за исключением, пожалуй, продовольствия. При этом продавцы нередко определяют собственный курс, что вводит потребителя в заблуждение.

Идея вновь стала овладевать массами депутатов и чиновников с месяц назад после письма секретаря Общественной палаты, президента Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгения Велихова в адрес спикера Госдумы Бориса Грызлова. Академик призвал штрафовать чиновников за употребление слов «доллар» и «евро», а также запретить использовать значки, символизирующие эти валюты. «Проводимая экономическая политика по укреплению российского рубля способствует росту доверия к нему со стороны российских граждан. Из-за необоснованного пренебрежительного отношения рубль остается незаслуженно недооцененной валютой, что не может не отражаться на международном имидже России... Пора начать уважать собственную валюту, тем более что она уже крепче доллара», -- писал академик.

Инициативу г-на Велихова поддержала «Единая Россия». В результате в конце апреля в Госдуме появился законопроект, который вчера и был рекомендован к принятию комитетом по госстроительству и конституционному законодательству.

Никто не сомневается в том, что скорости движения документа по думским инстанциям способствовало послание президента Федеральному Собранию, в котором Владимир Путин поставил задачу обеспечения реальной конвертируемости рубля. Сторонников валютных ограничений в ценниках и в лексике чрезвычайно обрадовала фраза из послания, констатирующая, что «реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений». Они, однако, видимо, упустили, что речь идет о привлекательности российской валюты не столько внутри страны, сколько за ее пределами. А эту проблему предлагаемыми методами явно не решить.

Зато новых проблем, в том числе психологических, в связи с резким изменением основного для миллионов россиян критерия оценки товаров и услуг возникнет хоть отбавляй. Правда, успокаивает то, что далеко не все в России «подсели» на у.е. Как выяснил апрельский социологический опрос «Левада-центра», почти половине россиян ценники в у.е. вообще не встречались. Эта проблема характерна в основном для Москвы и ряда других крупных городов, где высока доля людей, получающих зарплату в привязке к доллару или самими долларами и, следовательно, воспринимающих как «главную» валюту именно его. Жителям магаполисов и предстоит пройти шоковую терапию в виде дедолларизации.

Между тем вполне можно было бы согласиться на более мягкий, естественный, а не насильственный вариант входа в «рублевое пространство». Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что полная конвертируемость рубля (то есть его признание за рубежом в качестве полноценной и надежной валюты) возможна только тогда, когда инфляция в России снизится до 2--3% в год. То есть исходя из планов правительства это произойдет в лучшем случае через несколько лет. Поэтому не логичнее ли было бы (учитывая, что главная цель именно полная конвертируемость рубля, а не переименование ценников) не рубить сплеча, причиняя массу неудобств соотечественникам, а отдать предпочтение экономическим мерам по мировому усилению рубля. Тем более что предлагаемые к реализации инициативы могут привести к прямо противоположному результату. «Запретительные меры вызовут лишь обратную реакцию», -- уверен, в частности, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Единственное рациональное решение, которое напрашивалось давно, причем вне всякой связи с конвертируемостью рубля, - обязательное указание всех цен в сфере торговли и услуг в национальной валюте, безо всяких "у.е.". Наряду с этим существует целый ряд экономических мер, который мог бы, на взгляд экспертов, повысить привлекательность рубля. Например, способствовать тому, чтобы российские компании брали кредиты в рублях у отечественных банков, а не в долларах или евро в зарубежных. Или поскорее подготовить закон об организации в России биржевой торговли за рубли. Как сказал вчера на «круглом столе» «Сильный рубль и дедолларизация -- законодательная инициатива и реальные проблемы экономики» глава экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, если бы пять или десять процентов российских экспортных товаров иностранцам пришлось покупать за рубли на российской бирже, это мгновенно привело бы к повышению значимости российской валюты. У г-на Данилова-Данильяна есть и иной рецепт. Он считает, что поскольку стодолларовая купюра дороже самой крупной российской -- тысячи рублей, то «введение в обращение пятитысячной, а еще лучше десятитысячной купюры резко сократило бы использование долларов».

В свою очередь старший вице-президент Росбанка Михаил Ершов рассказал на «круглом столе», что когда Япония добивалась конвертируемости иены, там были введены более льготные нормативы для расчетов в собственной валюте и более жесткие -- для иностранной. Когда экономические меры дадут реальный результат, тогда и ценники в долларах, евро и у.е. окажутся в мусорной корзине. Причем без какого-либо вмешательства со стороны и юридических запретов.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Вера СИТНИНА