Время новостей
     N°78, 05 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.05.2006
Накал борьбы
Президент просит генпрокурора разобраться в антитеррористической вертикали
На вчерашней встрече с генеральным прокурором Владимиром Устиновым президент России Владимир Путин призвал его «обратить внимание на организацию деятельности антитеррористических комиссий в регионах России». В какой форме прокуратура будет «обращать внимание», пока непонятно. Судя по всему, президент хочет, чтобы губернаторы не забывали о главном внутреннем враге.

По его словам, после принятия решения о создании национального антитеррористического комитета (соответствующий указ подписан президентом в феврале этого года) произошло перераспределение полномочий между региональными антитеррористическими комиссиями и оперативными службами, которые занимаются текущей работой. «Но антитеррористические комиссии во главе с руководителями органов власти на местах не отменены -- губернаторы, президенты республик продолжают возглавлять эти комиссии, -- напомнил президент. -- Я бы попросил Генпрокуратуру посмотреть на это повнимательнее».

После принятия решения о создании Национального антитеррористического комитета (НАК), возглавляемого директором Федеральной службы безопасности Николаем Патрушевым, к созданным после Беслана антитеррористическим комиссиям, которыми руководят губернаторы, добавились оперативные штабы, подчиняющиеся руководству региональных управлений ФСБ. Создатели НАК подчеркивали, что региональные «губернаторские» комиссии собираются раз в квартал, а то и в полгода, а их решения носят рекомендательный характер. Оперативные штабы, подчиненные ФСБ, напротив, могли бы реально координировать борьбу с терроризмом -- и в нормальном, «мирном» режиме, и, к примеру, в режиме «контртеррористической операции», который предусмотрен новым законом «О противодействии терроризму».

Тем не менее в ряде СМИ развернулась дискуссия, участники которой предположили, что с появлением национального комитета и региональных оперативных штабов в стране создан как бы «дублирующий контур» управления силовыми структурами, замкнутый на ФСБ. Возможно, Владимир Путин, напомнив губернаторам об их контртеррористических обязанностях, как раз хотел подчеркнуть, что создание оперативных штабов не отменяет «гражданскую составляющую» борьбы с терроризмом.

Региональные комиссии заслуживают не только критики. Буквально за два дня до просьбы президента, адресованной г-ну Устинову, в Южном федеральном округе, который, как никакой другой, подвержен террористической опасности, закончились совместные антитеррористические командно-штабные учения. В их ходе внутренние войска МВД РФ тренировали взаимодействие с региональными органами власти. После учений главнокомандующий внутренними войсками МВД России генерал-полковник Николай Рогожкин похвалил работу групп оперативного управления, созданных в 2004 году при антитеррористических комиссиях субъектов Южного округа.

Кроме губернаторских комиссий, групп оперативного реагирования и оперативных штабов борьбой с терроризмом на Юге России занимаются и другие, подчас совершенно экзотические структуры. В Чечне, к примеру, около двух лет просуществовал свой собственный антитеррористический центр, названный так по аналогии с межведомственными «Центрами Т» в Нальчике и Махачкале, но созданный не федеральными силовыми структурами, а Рамзаном Кадыровым на основе службы безопасности его отца Ахмат-хаджи. И подчинявшийся, соответственно, лично нынешнему чеченскому премьеру. На днях г-н Кадыров объявил о расформировании АТЦ и подчинении всей бывшей службы безопасности президента Чечни командованию МВД. Однако очередное переименование кадыровских отрядов едва ли изменит суть дела: в республике уже несколько лет существует своя собственная силовая структура, далекая от любых правил федеральной субординации. Не исключено, что это как раз тот случай, к которому следовало бы «повнимательнее присмотреться» Генеральной прокуратуре.

Иван СУХОВ