Время новостей
     N°78, 05 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.05.2006
Торговый патриотизм
Количество уверенных сторонников присоединения России к ВТО среди населения постепенно уменьшается
Активное обсуждение проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию насчитывает не меньше шести лет. За это время в дискуссии приняли участие и профессиональные экономисты, и известные политики, и высокопоставленные чиновники. Население страны даже при всем желании не могло полностью устраниться от этих споров и баталий -- слишком велико давление СМИ. Каковы же после долгих лет дискуссий настроения россиян в отношении перспектив вступления России в эту международную организацию?

Проведенный недавно ВЦИОМ всероссийский опрос убедительно показывает перевес сторонников ВТО. Так, 44% опрошенных считают, что вступление во Всемирную торговую организацию в целом соответствует интересам России, в то время как только 22% настроены к ВТО враждебно и полагают, что членство в мировом торговом клубе идет вразрез со стратегическими интересами страны. Однако не следует обманываться подобным доминированием «дружелюбия» россиян к ВТО. Ситуация сильно корректируется, если посмотреть на проблему в динамике.

Так, в 2002--2006 годах произошли заметные сдвиги в сторону усиления скептических настроений. Например, доля сторонников вступления России в ВТО в 2002 году составляла 56% против 44 в 2006 году. Правда, в 2005 году их доля составляла 43%, но этот факт не меняет генеральной тенденции. То ли чрезмерная затянутость переговорного процесса, то ли бесчисленные аргументы оппозиции сыграли свою роль, но за прошедшие четыре года радужные надежды заметно ослабли.

Если в отношении доли сторонников и противников в последние два года наблюдались разнонаправленные сдвиги, то доля россиян, затруднившихся ответить, имела однозначную тенденцию к росту. С 2002 по 2006 год она увеличилась с 28 до 33%. Это означает, что, как ни парадоксально, с течением времени понимание ситуации среди россиян становится все меньше и меньше. Похоже, многолетние дискуссии о присоединении к ВТО только сбивают население с толку и оно все хуже ориентируется в пространстве своих выгод.

Помимо усредненных данных особый интерес представляют региональные настроения, которые довольно сильно дифференцированы. Так, в Дальневосточном федеральном округе наблюдается безоговорочная поддержка стратегии вступления в ВТО -- 54,3% сторонников и лишь 8,7% противников. Между тем в Центральном федеральном округе расклад сил уже не такой впечатляющий -- 38 против 30%. Имеющиеся данные позволяют предположить, что в настроении россиян к ВТО прослеживается некая географическая закономерность: чем дальше регион от границы, тем меньше жаждут в нем присоединения к Всемирной торговой организации. И наоборот, чем ближе к границе, тем сильнее желание «подключиться» к ВТО.

В 2006 году 30% россиян отдали свои голоса за то, чтобы вступить в ВТО как можно скорее. На то, чтобы повременить со вступлением, согласны 31%, а за то, чтобы вообще не вступать, -- 12%. В данном случае просматривается более бескомпромиссная позиция, чем в 2005 году, когда аналогичные цифры имели следующие значения: 27, 36 и 12%. Такие результаты свидетельствуют о том, что россияне утомились от длительного ожидания и начинает срабатывать простой психологический принцип: скорее бы уж вступить -- и делу конец.

Все прошедшие годы официальная Россия чрезвычайно болезненно относилась к судьбе отечественного производителя, который ставится под удар при вступлении в ВТО. Каковы же настроения простого населения по данному вопросу? Какой стратегии следует придерживаться властям после вступления страны во Всемирную торговую организацию? Как быть со слабыми отраслями экономики?

Опросы показывают, что процент «патриотов», которые выступают за поддержку отечественного производителя и ограничение доступа на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже невзирая на возможный рост цен и низкое качество отечественных товаров, значительно выше процента «космополитов-прагматиков», которые выступают за отказ от поддержки отечественного производителя и снятие барьеров на пути зарубежных товаров в Россию. Так, для сельского хозяйства и пищевой промышленности соотношение сил «патриотов» и «космополитов» составляет соответственно 83,5 и 8,4%, для самолетостроения -- 75,8 и 13,4%, для банковского сектора и страховых услуг -- 65,3 и 17,9%. Из приведенных цифр несложно видеть, что наибольшей симпатией у россиян пользуются работники сельского хозяйства, производители «еды», в то время как банкиры и страховщики поддерживаются не с таким рвением.

Чрезвычайно любопытным и симптоматичным является тот факт, что подобное доминирование «патриотизма» противоречит главной идее вступления в ВТО -- дать возможность всем конкурировать на равных началах, что в конечном счете должно благотворно сказаться на ценах и качестве товаров. Таким образом, россияне, с одной стороны, поддерживают идею вступления в ВТО, а с другой -- хотят оставить конкурентные преимущества отечественному производителю, что противоречит этой идее.

Подобные коллизии между патриотизмом и здравомыслием среди россиян уже стали нормой. Страхи россиян перед экономической агрессией извне и желание хорошо жить почти постоянно приходят в противоречие, что делает довольно трудным расшифровку их истинных настроений. Ясно только одно: однозначно выбрать того, ради кого вступать во Всемирную торговую организацию -- ради отечественного потребителя или ради отечественного производителя, -- россияне не могут. Хотелось бы, чтобы и тем было хорошо, и этим не навредить.

Справедливости ради следует указать, что по сравнению с 2005 годом торговый патриотизм повсеместно снижается: растет доля противников поддержки отечественного производителя, падает доля их сторонников, растет доля неопределившихся со своей позицией. Доля «патриотов» в 2006 году по сравнению с 2005-м для сельского хозяйства и пищевой промышленности упала с 93 до 83,5%, для самолетостроения -- с 88 до 75,8%, для банковского сектора и страховых услуг -- с 80,0 до 65,4%. Так что прагматизм россиян хоть и медленно, но растет: люди все меньше хотят расплачиваться за нерадивость отечественного производителя.

Таким образом, отношение российских граждан к проблеме вступления в ВТО по-прежнему остается сложным и противоречивым. Похоже, прошедшие годы и дискуссии не выкристаллизовали их позиции, туман не рассеялся, а только еще больше сгустился.

Евгений БАЛАЦКИЙ, руководитель отдела социальных институтов ВЦИОМ