Время новостей
     N°77, 04 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.05.2006
Конец сибирского альянса
Нынешний владелец Armavia называет компанию убыточной
Современный облик авиакомпании Armavia был сформирован при активном участии авиакомпании «Сибирь» -- второго по объемам пассажирских перевозок авиапредприятия России. С 2002 по 2005 год менеджмент «Сибири» непосредственно контролировал Armavia. Именно в этот период армянская авиакомпания взяла в лизинг четыре самолета А-320, которые составляют основу ее парка. Одна из этих машин разбилась в среду на подлете к Сочи. «Сибирь» продала свою долю акций Armavia летом 2005 года.

Юридически Armavia была зарегистрирована в 1996 году. Однако первый коммерческий рейс она совершила только в 2001-м. В октябре 2002 года компания объявила о вступлении в «стратегический альянс» с российской авиакомпанией «Сибирь». Альянс предусматривал назначение «Сибири» генеральным агентом по продаже билетов Armavia в России (через собственные кассы и сеть агентов). В ноябре того же года компании сделали следующий шаг к слиянию. 70% акций Armavia были приобретены зарегистрированным в Армении ООО "Авиафин", которое принадлежало менеджерам «Сибири». («Сибирь» сама контролируется собственным менеджментом. 62,1389% ее акций принадлежит заместителю гендиректора Наталии Филевой, супруге генерального директора компании Владислава Филева.) Еще 30% акций Armavia находились в тот момент под контролем ООО "Мика Армения Трейдинг", входящего в промышленно-финансовую империю армянского предпринимателя Михаила (Микаэла) Багдасарова. Г-н Багдасаров занял пост председателя наблюдательного совета Armavia.

Сразу после создания «стратегического альянса» партнеры объявили, что одним из основных направлений их сотрудничества будет переоснащение парка Armavia самолетами А-320 производства европейского концерна Airbus. Уже в октябре 2002 года Armavia при участии «Сибири» взяла одну такую машину в лизинг у одной из крупнейших мировых лизинговых компаний ILFC. В 2003--2004 годах были приобретены еще три таких же самолета. Техническое обслуживание А-320 обеспечивала «Сибирь», и она же предоставляла экипажи для выполнения полетов на этих машинах.

Разбившийся под Сочи самолет -- один из самых новых в парке Armavia. Он был взят компанией в лизинг в феврале 2004 года. До этого он девять лет отлетал под флагом другой авиакомпании. Как сообщало вчера российское представительство концерна Airbus, потерпевший катастрофу самолет (регистрационный номер EK-32009) за все время эксплуатации (с 1995 года) выполнил около 14 400 полетов общей продолжительностью свыше 28 200 летных часов.

В период сотрудничества с «Сибирью» Armavia создала обширную маршрутную сеть, которая связывает Ереван с несколькими городами России и еще девятью странами СНГ, а также Ближнего Востока и Европы. А летом 2005 года Михаил Багдасаров достиг с менеджерами «Сибири» соглашения о выкупе их доли акций Armavia. Сумма сделки не разглашалась, однако эксперты оценивают ее примерно в 50 млн долл. Правда, нынешнее финансовое состояние Armavia сам г-н Багдасаров оценивает критически. В апреле этого года он рассказал прессе, что годовой оборот Armavia составляет 108 млн долл. При этом, по его словам, компания убыточна. Только в феврале 2006 года, сообщил г-н Багдасаров, убыток авиакомпании достиг 600 тыс. долларов.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России