Время новостей
     N°77, 04 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.05.2006
Как продать КамАЗ
Размещение госпакета, возможно, пройдет только в России
Государство, которое долго не могло определиться, каким образом продавать свой 34-процентный пакет КамАЗа, облегчило себе задачу. Как сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на источники в профильных ведомствах, решено отказаться от идеи размещения акций предприятия на зарубежных биржевых площадках и проведения аукционов. Вместе с тем возможность размещения части пакета на российских биржах по-прежнему рассматривается.

За идею размещения КамАЗа за рубежом активно ратовало ведомство Германа Грефа. В числе ее противников были глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин, который предпочел бы размещение на российских биржах, руководство предприятия, которое вообще считает, что пока преждевременно приватизировать государственную долю в заводе, и некоторые акционеры, в частности «КамАЗ-Капитал» (объединяет пакеты Татарстана и ряда других акционеров).

Одной из причин отказа от размещения госпакета КамАЗа за рубежом чиновники называют отсутствие необходимой для этой процедуры аудированной отчетности по международным стандартам за три года (что, впрочем, выяснилось не вчера). От аукциона решили отказаться потому, что «цель перечисления средств в бюджет не стоит, необходима передача предприятия эффективному собственнику», цитирует Интерфакс слова одного из чиновников.

Но теперь, похоже, у государства появилась реальная альтернативная схема размещения пакета акций. Она подготовлена МЭРТ совместно с финансовым консультантом КамАЗа -- ИК «Тройка Диалог». Предполагается, что предприятие выпустит допэмиссию в пользу стратегического инвестора, имя которого пока не раскрывается. В результате доля государства может сократиться до 25%. Этот сценарий требует внесения поправок в закон о приватизации, которые позволяли бы сократить долю государства в компаниях после увеличения их уставного капитала. В МЭРТ надеются, что до конца года это произойдет. Оставшаяся доля может быть размещена на российских фондовых рынках. Однако пока и этот проект по выходу государства из уставного капитала КамАЗа существует лишь в виде общей концепции. По признанию одного из источников, «какие-либо четкие параметры этого процесса не проработаны».

В роли «стратегического инвестора», в пользу которого государство на первом этапе сократит свою долю в КамАЗе, аналитики видят «Рособоронэкспорт» (который, впрочем, формально отказался от претензий на покупку доли в КамАЗе), а также группу «КамАЗ-Капитал», контролирующую около 30% акций предприятия.

Аналитик группы «Атон» Татьяна Капустина считает, что «Рособоронэкспорт» мог бы стать таким инвестором «в рамках общей установки» на консолидацию российского автопрома. Кроме того, отмечает Дмитрий Парфенов из ИГ «Проспект», в пользу этого выбора косвенно могут свидетельствовать заявления военного руководства страны о намерениях в ближайшей перспективе осуществить техническое переоснащение армии, в том числе и парк тяжелых грузовиков. Если бы «Рособоронэкспорт» стоял «у руля» КамАЗа, считает аналитик, это упростило бы задачи военных.

При этом эксперты считают логичным решение об отказе от идеи размещать акции КамАЗа на зарубежных площадках. «Непонятно, чем они могли бы привлечь западных инвесторов. При существующей низкой рентабельности предприятия его акции было бы трудно выгодно разместить за рубежом. К тому же компанию там не так хорошо знают, а каких-то очень перспективных проектов, которые могли бы заинтересовать инвестора, у предприятия пока нет», -- говорит г-жа Капустина. Дмитрий Парфенов полагает, что разница в цене при продаже госпакета стратегическому инвестору и при размещении будет незначительной: «Разница возможна, но едва ли будет существенной, иначе это подорвет доверие инвесторов».

Анна ЛАНДЕР