Время новостей
     N°76, 03 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.05.2006
Атомный счет
Евгению Адамову предъявили обвинений на 3 миллиарда
Генпрокуратура России 28 апреля закончила расследование уголовного дела в отношении бывшего главы Минатома РФ Евгения Адамова, уже отсидевшего более полугода в швейцарской тюрьме, а теперь томящегося в столичном СИЗО «Матросская Тишина». Как выяснилось, на родине его обвиняют в хищении 3 млрд руб., совершенном в составе организованной группы, а также злоупотреблении и превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Американская прокуратура, которая также пыталась заполучить бывшего российского министра, обвиняет его в хищении «всего» 9 млн долл. Вместе с г-ном Адамовым по его «российскому» делу проходят еще три человека.

По версии Генпрокуратуры, г-н Адамов вступил в преступный сговор с бывшим директором ГУП «Государственный научный центр «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» (ТРИНИТИ) Вячеславом Письменным и бывшим гендиректором госкомпании «Техснабэкспорт», занимающейся поставками на мировой рынок ядерных материалов, Ревмиром Фрайштутом, а также президентом российско-американской компании Globe Nuclear Services & Supply (GNSS) Александром Черновым. Из материалов дела следует, что Адамов с августа 1998-го по декабрь 1999 года, находясь на посту министра, давал своим подчиненным указания о передаче в собственность частной американской компании TEXI -- давнего партнера ТРИНИТИ -- 62% акций GNSS, торговавшей ураном, металлами и химической продукцией на рынках других стран. В результате, как полагают в Генпрокуратуре, прежние владельцы этого пакета акций -- «Техснабэкспорт» и Приаргунское производственное горно-химическое объединение -- лишились своих дивидендов на общую сумму около 31 млн долл. По данным следствия, эти деньги впоследствии были переведены за рубеж -- в Монако и Францию, а одним из получателей украденных дивидендов значилась фирма, которую якобы контролировал лично г-н Письменный. Позже пакет акций был перепродан другой американской фирме -- TEKAI.

Кроме того, следствие ставит в вину г-ну Адамову издание ряда незаконных распоряжений по заключению соглашения, по условиям которого компании GNSS был прощен долг за поставленные ранее и неоплаченные ядерные материалы на 113 млн долл., в результате чего государству опять же был нанесен ущерб.

Евгений Адамов был выдан России 31 декабря прошлого года после восьмимесячного пребывания в швейцарской тюрьме, в которой он оказался изначально по запросу властей США. Прокуратура города Питсбург обвинила его и его американского партнера Марка Каушанского в присвоении еще в начале 90-х годов 9 млн долл. Эти деньги были выделены американскими корпорациями Научно-исследовательскому и конструкторскому институту энерготехники (НИКИЭТ), который в то время возглавлял г-н Адамов, на проекты по обеспечению безопасности российских атомных объектов. Однако, как полагают американские следователи, миллионы попали на счета фирм, подконтрольных лично бывшему министру. Но всего через две недели после запроса властей США о выдаче г-на Адамова аналогичные документы прислала и Генпрокуратура России, неожиданно тоже возбудившая уголовное дело. После долгих раздумий швейцарцы решили все же вернуть бывшего российского министра на родину.

На сегодня из всех фигурантов «отечественного» уголовного дела г-на Адамова под стражей остается только он сам. Слушание по очередной жалобе его адвокатов об изменении ему меры пресечения, кстати, назначено в Мосгорсуде на 15 мая. Остальные участники этой истории -- гг. Письменный и Фрайштут, насколько известно, находятся под подпиской о невыезде. Что касается г-на Чернова, то он объявлен в международный розыск, поскольку не являлся на вызовы следователя.

Примечательно, что приступить к ознакомлению с материалами своего дела г-н Адамов пока не смог. Как выяснилось, его адвокаты не ожидали, что расследование будет завершено так быстро, и сейчас находятся в отпуске. Впрочем, уже известно, что поскольку в деле имеется множество документов с грифом «Секретно», рассматриваться оно будет в закрытом режиме.

Екатерина КАРАЧЕВА