Время новостей
     N°75, 28 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2006
Тевтонский ордер
Калининградские власти собираются восстановить главный замок города
В Калининграде обсуждают проекты восстановления тевтонского замка, взорванного в конце 60-х годов прошлого века. В ХIII веке именно с этого замка начинался Кенигсберг -- так когда-то назывался Калининград, до 1945 года принадлежавший Германии.

Завоевав в ходе Великой Отечественной войны часть территории Восточной Пруссии, советская власть принялась наводить на ней свои порядки. Все прусское выжигалось каленым железом, что было вполне естественно для послевоенного времени. А полуразрушенные башни гигантского Королевского замка упрямо высились над теперь уже советским городом.

Среди калининградцев ходили слухи о том, что в Королевском замке до сих пор прячутся фашисты, которые по одной им ведомой схеме подземных переходов мигрируют под городом. Говорили, будто под замком сохранился огромный нацистский завод по производству оружия. Многие местные жители искали в замковых подвалах уникальную Янтарную комнату.

В середине 60-х годов по решению Калининградского облисполкома замок был взорван. Бывшую замковую территорию разровняли бульдозерами, и долгое время она пустовала. Потом на ней стали возводить тоже своего рода дворец -- гигантский Дом Советов, который, по замыслу архитекторов, должен был стать единым офисом для всех административных структур региона. Но этого так и не случилось. Когда здание было практически достроено, выяснилось, что из-за «поплывшего» основания стены дали трещину. К эксплуатации Дом Советов непригоден, до сих пор это серое, похожее на гигантскую голову здание-монстр возвышается над городом. Очень долго в городе шли дискуссии, что делать с Домом Советов и стоит ли возрождать Королевский замок. Губернатор Георгий Боос даже как-то обмолвился, что те, кто взорвал в свое время замок, «совершили варварский вандализм». После этого заявления местные энтузиасты принялись лоббировать идею восстановления замка.

Судьбу замка пытался определить региональный совет по культуре при губернаторе. Главный архитектор Калининграда Александр Башин заявил на совете: «Замок очень важен для города. Он был визитной карточкой, с него началось строительство города. Это самое знаковое место в городе. И его важность измеряется веками». В качестве одного из возможных вариантов он предложил часть замка восстановить в первоначальном облике, а остальное заменить новыми архитектурными объектами (например, пятизвездочной гостиницей или музеем). Обойдется это примерно в 100 млн долл. Другая идея -- древний орденский замок в стиле модерн из стекла и бетона. Увидев слайд с таким футуристическим проектом, губернатор Боос загрустил: «Вот помню, подошел я к Лувру. Были у меня такие ожидания... А потом я увидел эту стеклянную пирамиду там на входе -- и у меня появились совсем другие чувства».

Архитектор Башин, согласно кивнув головой, слайд убрал и вернулся к первому варианту -- частичному восстановлению замка. А чтобы новодел не смотрелся в центре города (ведь Дом Советов при этом сносить не собираются) совсем уж неуместно, он предложил перестроить расположенные рядом жилые кварталы. Сейчас все они застроены непрезентабельными пятиэтажными хрущевками. По мнению архитектора, их надо снести, а на их месте построить дома в ганзейском стиле. Собственно, такие идеи г-на Башина не стали сенсацией. Их он вынашивает уже несколько лет -- еще до того, как стал главным городским зодчим. Ведь до муниципальной службы он курировал коммерческий проект «Сердце города» (половина области увешана его рекламными щитами), суть которого как раз снос хрущевок и строительство «ганзеек». Это проект настолько масштабный и денежный, что летом прошлого года, когда президент России Владимир Путин проводил в Калининграде совещание, посвященное 750-летию Калининграда, архитектор был включен в число приглашенных.

Однако нельзя сказать, что на российском западе все просто без ума от прусской старины и ее возможной коммерческой составляющей. Член совета по культуре, известный калининградский писатель Александр Попадин по поводу восстановления замка высказался хоть и критично, но весьма рационально: «Давайте зададимся вопросом: зачем нам нужен замок? Не сказать, чтобы это было очень красивое здание. К жемчужинам замкового строительства его отнести нельзя. Кроме того, в советское время после строительства Московского проспекта и эстакадного моста был «убит» формат Королевской горы. Возможно, стоит восстановить только наиболее красивую часть замка». Это оказалось новым поворотом в обсуждении, и губернатору Боосу пришлось взять небольшой тайм-аут: «С этой идеей надо, как говорится, неделю-другую переспать, чтобы все понять».

О восстановлении Королевского замка никогда прежде не говорили столь предметно и на таком высоком уровне. Но даже если региональные власти примут решение о реконструкции, встанет второй вопрос -- где взять эти 100 млн долл.? Областной бюджет не сможет дать и десятой доли денег, а просить на такие цели финансы из федеральной казны вряд ли уместно. Глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой в свое время высказывался по этому поводу, что, мол, надо все хорошенько посчитать и только потом приступать к проектам. Остается надежда на бизнес. Но кто рискнет сделать столь крупное вложение?

Впрочем, если замок все же будет реконструирован, то он станет первым реальным делом нового калининградского губернатора Георгия Бооса, которому пока лучше удаются не кирпичные, а воздушные замки.

Легенда королевского замка

В Калининграде с Королевским замком до сих пор связывают множество легенд. Вот одна из них, зафиксированная в свое время историком-энтузиастом Сергеем Трифоновым: «Перед грядущим наступлением русских в 1945 году немцы вывезли из Пруссии более сотни колоколов, чтобы не оставить их противнику. В этом был глубокий смысл. Не отдать то, что было свято для Кенигсберга, -- колокол, значит, сохранить дух древнего города. Когда во время войны немецкие эскадрильи бомбили города Англии, многими было замечено, что бомбы не попадали на Оксфорд. Поэтому в СС стали особенно тщательно изучать магические свойства колоколов Оксфордского городского собора, которые были источником мистической защиты от авиации. В Кенигсберге же на самой большой стометровой башне Королевского замка были поставлены колокола, вывезенные в первую мировую войну из Киева. И когда в августе 1944 года в результате англо-американской бомбардировки замок пострадал, кое-кто из СС стал обвинять в «предательстве» Кенигсберга именно киевские колокола, якобы не выполнившие функции защиты от авиации. В 1945 году нацисты даже хотели поставить на стометровую башню колокольни Королевского замка пушку, чтобы с высоты обстреливать русских, но от этой затеи отказались. Когда же 6 апреля 1945 года начался штурм, самая высокая башня замка, где располагались киевские колокола, единственная из всех башен замка была поражена с востока. Ее называли «органом войны», так как в ветреную погоду башня выла. Если верить, что колокола обладают магией защиты и имеют души, то выходит, что колокола Киева вызвали огонь на себя».

Вадим СМИРНОВ, Калининград