Время новостей
     N°74, 27 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2006
TVR съезжает
Николай Смоленский переносит производство в поисках выхода из кризиса
Британский производитель дорогих спортивных автомобилей TVR Engineering Ltd продолжает искать свое место на рынке в попытках преодоления кризиса. Принадлежащая Николаю Смоленскому -- сыну российского экс-олигарха -- компания намерена закрыть действующее производство в городе Блэкпул и открыть его на новом месте. Накануне агентство Bloomberg, ссылаясь на анонимных информаторов, сообщило: TVR собирается закрыть завод Bispham в Блэкпуле, в связи с чем 70 сотрудников предприятия попросили не выходить на работу. Сообщение подтвердил представитель профсоюза TVR Энди Робертсон. «Для нас это было настоящим ударом. До этого нам обещали сохранить производство на территории Великобритании», -- заявил он.

«Мы не объявляем о закрытии TVR и не продаемся. Просто мы не возобновили договор об аренде нынешнего завода», -- заявил газете The Daily Telegraph пресс-секретарь TVR Джейсон Оксли. Сейчас компания ищет возможность перенести часть сборочного процесса за границу, добавил он. Издание полагает, что действительной причиной столь сложных перестановок мог стать конфликт между Смоленским и бывшим владельцем компании Питером Уиллером. Не исключено, что завод Bispham по-прежнему является его собственностью.

Financial Times сообщает, что у г-на Смоленского уже есть план по выводу концерна из кризиса. Компания не будет полностью прекращать производство автомобилей в Великобритании, но значительно его сократит и сконцентрируется вокруг производства дорогих моделей. При этом предполагаемый годовой объем планируется довести до 5 тыс. автомобилей в год. «Мы хотим стать вторым Aston Martin. Ситуация с закрытием завода в городе Блэкпул очень сильно раздута», -- отмечает Оксли. По его мнению, данный план не может быть реализован без запуска нового завода, который должен заменить устаревший комплекс в Блэкпуле. «Мы не уверены, удастся ли нам найти место здесь, в Блэкпуле. Никаких решений по этому вопросу пока не принято. Но мы рассматриваем возможность размещения в других регионах, в частности в Уэльсе», -- заявил он.

24-летнему Смоленскому компания досталась в июле 2004 года. Наблюдатели часто замечают, что, предвидя разорение, экс-владелец просто решил избавиться от экономически убыточного на тот момент предприятия. Заплатив порядка 10 млн фунтов, Смоленский-младший пообещал вернуть бренду былую популярность, избежав при этом реконструкции. Но стремительный рост на топливо серьезно сократил спрос на спортивные машины. На сегодняшний день продажи TVR не достигают и четверти объемов восьмилетней давности. В конце прошлого года стремительно упали экспортные продажи компании, что было связано с истечением срока лицензии European Type Approval. Теперь для руководства это первоочередная задача. «Чтобы получить лицензию Euro IV, мы работаем как одержимые, -- говорит г-н Оксли. -- Надеемся, что получим ее к сентябрю. Наша главная цель -- достигнуть 60-процентного уровня экспортных продаж в Европе и на Ближнем Востоке».

Многие эксперты отмечают, что сейчас для реализации таких планов TVR не совсем удачное время. Рынок спортивных машин стоимостью 30--40 тыс. фунтов остается переполнен, в тот момент когда TVR пустилась в дорогостоящее предприятие по разработке собственных двигателей, отмечает The Daily Telegraph. Один из дилеров компании заметил, что в последнее время продается очень мало новых моделей TVR. Продажи упали с 12 автомобилей в неделю до шести. Компания с трудом выдерживает конкуренцию с более именитыми фирмами. «Рынок, который когда-то был нашим, теперь заполонили BMW, Porsche и Audi», -- заявил дилер.

В этом году компания рассчитывает продать около 700--800 автомобилей и вновь выйти на североамериканский рынок, куда ее временно не пускают из-за несоответствия экологическим нормам.

Денис УВАРОВ