Время новостей
     N°74, 27 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2006
Сто грамм - и никакой храбрости
В России будет введен верхний предел содержания алкоголя в крови водителя
Правительство решило предпринять очередную попытку наведения порядка на российских дорогах. И, похоже, на этот раз есть определенные шансы на успех, учитывая демонстрируемый чиновниками уровень внимания к этой проблеме, а также значительные материальные ресурсы, которыми ныне располагает государство. На прошлой неделе этот вопрос затрагивался на заседании кабинета министров. А вчера состоялось первое заседание созданной по решению кабинета министров правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Александром Жуковым.

Проблема безопасности на российских дорогах не то что созрела для решения, а давно перезрела. За последние десять лет только легковых автомобилей в России стало почти в два раза больше. Рост автопарка сопровождается увеличением количества жертв на дорогах. С 1998 года этот показатель вырос на 25%. Только в 2005 году в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибло 34 тыс. человек (!) -- по сути, население целого небольшого города. В числе погибших почти 1350 детей. По количеству ДТП на единицу автомобильной техники России опережает Германию или Великобританию в десять раз. Переломить ситуацию предполагается, реализовав в том числе федерально-целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006--2012 годах». В документе поставлена цель сократить к 2012 году число погибших в ДТП в полтора раза.

Примечательно, что, похоже, меняется сам концептуальный подход к решению проблемы безопасности дорожного движения. Признано, что ответственность лежит не только на профильных министерствах и ведомствах или не только на водителях и пешеходах, а на всем обществе в целом. Мировой опыт показал, что порядок на дорогах, который крайне необходим и гражданам, и хозяйствующим субъектам, можно навести только в том случае, если взяться за дело всем миром.

«Обеспечение безопасности дорожного движения -- проблема комплексная и требует согласованных действий дорожников, транспортников, медиков, контрольно-надзорных органов, промышленности, общественности, непосредственно участников дорожного движения. Сегодня мы вынуждены констатировать раздробленность в работе», -- заявил вчера главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России Виктор Кирьянов. В правительстве надеются, что именно такой комплексный подход позволит покончить с массовым убийством на дороге. Виктор Кирьянов привел в пример Францию, где в результате продуманной государственной политики количество погибших на дорогах снизилось с 16,5 тыс. в 1972 году до 5,53 тыс. в 2004-м.

Для наведения порядка на дорогах российские чиновники решили по максимуму использовать опыт развитых стран, где и уровень автомобилизации повыше, да и количество ДТП с жертвами куда меньше. Важность подобного подхода на заседании комиссии Александр Жуков отметил особо. И, видимо, чтобы не откладывать дело в долгий ящик, пригласил выступить иностранного специалиста -- генерального секретаря Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) Джека Шорта. Эта организация совместно с Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком подготовила более чем 150-страничный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в России. Основываясь на исследовании, г-н Шорт обозначил три стратегические цели. Первая -- четкое определение приоритетов в сфере обеспечения безопасности на дорогах. Вторая -- задействование потенциала всего общества для решения этой проблемы. Третья -- увеличение финансирования программ, связанных с безопасностью дорожного движения. «Мировой опыт показывает, что эти средства окупятся», -- сказал он.

Помимо этого Джек Шорт высказался и за принятие более конкретных мер, которые, без сомнения, вызовут новый всплеск споров как среди чиновников, так и в стане автомобилистов. Во-первых, он предложил повысить штрафы за нарушение ПДД. Во-вторых, для снижения коррупции среди гаишников сформировать элитные части с более высокими зарплатами и полномочиями по контролю. В-третьих, сократить скорость в городах до 50 км/час, а в жилых массивах -- 30 км/час (правда, критерии отнесения части городской территории к жилому массиву он не разъяснил). В-четвертых, установить допустимый уровень алкоголя в крови у водителей на уровне 0,5 промилле (столько алкоголя появляется в крови примерно после 100 граммов водки), а у молодых водителей на уровне 0,2 промилле.

Также ЕКМТ предлагает усилить контроль за использованием ремней безопасности, предписать владельцам легковых автомобилей и мотоциклов двигаться в дневное время с включенными фарами (вступившие с 2006 года поправки в ПДД обязывают водителей включать фары вне населенных пунктов).

Виктор Кирьянов согласился с тем, что в России необходимо установить верхний предел содержания алкоголя в крови водителя. «Мы подписали международную конвенцию, надо это в России также вводить», -- сказал он журналистам после заседания комиссии. Однако свою точку зрения относительно предельного уровня не высказал, отметив, что этот вопрос будет решаться совместно с Минздравом. И тут же добавил, что внесение изменений в законодательство, направленных на усиление ответственности за нарушение ПДД, позволило в 2005 году снизить количество ДТП, совершенных пьяными водителями, на 9,3%, а в этом году -- уже на 16,9%.

Виктор Кирьянов поддержал возвращение балльной системы штрафов за нарушения ПДД, однако затруднился сказать, когда эта норма может быть введена в действие.

Михаил ВОРОБЬЕВ