Время новостей
     N°183, 05 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.10.2001
Больше чем сайт
Фонд Гуггенхайма завоевывает Интернет
Искусство трудно рассматривать как целое. Рассеянное по миру, оно соседствует с неискусством и антиискусством. Возможность полностью и навсегда погрузиться в этот мир и больше никогда не сталкиваться ни с чем, выходящим за его пределы, если только не надоест и сами не запроситесь обратно, предоставляет с начала октября сайт Guggenheim.com. Это один из самых амбициозных проектов директора Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томаса Кренца.

Guggenheim.com -- это не просто подразделение музейной империи. Интернет-проект Гуггенхайма должен стать совершенно новым явлением во Всемирной сети. Он задуман не как обычный музейный сайт, который имеет каждый музей, не как источник дополнительной информации, своего рода путеводитель или справочник. Сайт имеет совершенно самостоятельное значение и претендует на то, чтобы полностью обеспечить эстетические потребности человека. Будет представлено не только изобразительное и сетевое искусство, но и музыка, театр, кино, путешествия.

Дизайн сайта выполнен одним из самых известных американских сетевых художников -- Хини Рашидом. Он уже знаком российской публике по последней выставке «Арх-Москва», где он представлял один из своих архитектурно-компьютерных проектов. Рашид создал не статичный сайт, а динамичную, живую, органичную структуру. Подобно зданиям музеев Гуггенхайма, которые сами по себе являются шедеврами и достойны внимания не меньше, чем коллекции, оформление нового сайта отнюдь не второстепенно.

Самая традиционная часть сайта -- огромный музейный архив, представляющий около 10 тысяч произведений искусства из всех музеев Гуггенхайма и его партнеров: Венского музея художественной истории, галереи Альбертина и Государственного Эрмитажа (двуязычный англо-русский сайт Эрмитажа, лучший в России, в 2000 году вошел в десятку лучших музейных сайтов мира). Картины на сайте можно не просто рассматривать. Их можно вызывать в любом порядке, по любым параметрам: художник, школа, страна, сюжет, происхождение, время создания, период, стиль, направление, происхождение. Вплоть до доминирующего цвета. Возможно увеличение любого фрагмента любой картинки.

В Guggenheim.com будут представлены и виртуальные версии реально существовавших выставок, и выставки, существующие только виртуально. Из всех выставок, уже прошедших в музее Гуггенхайма, выбраны две -- «Амазонки авангарда» и «Искусство мотоцикла». Партнеры Гуггенхайма также не останутся в стороне. Эрмитаж покажет виртуальные версии выставок «Византия, Синай, Русь» и «Рубенс и его эпоха», а также виртуальную выставку «Французское искусство и русские коллекционеры», дающую полное представление о собраниях Щукина и Морозова.

Guggenheim.com предлагает альтернативу не только посещению музеев и выставок. Он покушается и на сферу туризма. Предлагается не только более или менее адекватная замена путешествиям, но и блистательный комментарий, например по зданию Либескинда в Берлине экскурсию проведет Фрэнк Гери. Можно попасть в обновленное здание Рейхстага и не стоять в длинной очереди. Первыми на сайте появятся города, в которых расположены музеи -- участники альянса. Пока наиболее точный виртуальный двойник имеется у Берлина. Уже совсем скоро можно будет получить постоянно обновляющуюся информацию о берлинской культурной жизни, а также о гостиницах, магазинах, ресторанах города -- на тот случай, если виртуального путешествия все же окажется мало. Комментарии не взяты из путеводителей -- это эксклюзивная и профессиональная информация.

Сайт будет развивать и свою музейную часть, и архив выставок. Предполагается показать архив примерно из 500 выставок, уже прошедших в музеях и ставших практически недоступными. Предусмотрена и коммерческая деятельность -- продажа по Интернету дизайнерской продукции музея Гуггенхайма, выполненной известными архитекторами и дизайнерами.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ