Время новостей
     N°66, 17 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2006
Новая, новая сказка
На экраны выходит фильм «Питер FM»
Диджей Маша (Екатерина Федулова) работает на коммерческом радио, но хочет крутить не Филиппа Киркорова, а милую ее сердцу музыку и позволяет себе комментировать в эфире рекламные объявления спонсоров. Еще она собирается выйти замуж -- за человека, которого знает с детства и который, за те несколько лет, что успели пройти с выпускного вечера, вполне преуспел в делах. Но все чаще от мысли о замужестве она, как Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе», впадает в депрессию.

Однажды, торопясь к жениху, она теряет в толпе мобильный. Его подбирает некто Максим -- молодой человек с мужественным лицом артиста Евгения Цыганова. Уроженец Нижнего, обучавшийся в Питере архитектуре, он получил предложение работать в Берлине, и контракт уже у него в руках. Но Максим любит Петербург и не хочет с ним расставаться. А еще его бросила девушка -- нашла себе жениха с внешностью Кирилла Пирогова и характером, насколько это можно понять из пары эпизодов, более покладистым, чем у юного архитектурного дарования.

Емельянова набирает свой собственный номер, Максим обещает вернуть «трубу», на встречу Маша опаздывает (у нее вообще нелады со временем), со следующим свиданием вновь что-то не складывается, потом -- опять, но героиня, человек эфира, заочное общение с незнакомым молодым человеком воспринимает как захватывающую интригу. А Максим «ведется» на ее голос -- который, к тому же, кажется ему очень знакомым. И каждый раз, когда герои хотят, но почему-то не могут встретиться, они оказываются на расстоянии, если не вытянутой руки, то револьверного выстрела друг от друга.

Один из главных ответственных за появление этого фильма на свет, Александр Роднянский, давно сетовал на то, что в новом российском кино нет таких фильмов как британский Love Actually (это где действие происходит в Лондоне в канун Рождества, а Хью Грант играет премьер-министра), -- светлых романтических комедий, по новому осмысляющих национальный миф.

Имея в виду целеустремленность президента холдинга «СТС-медия» и его производственный альянс с одним из самых заслуженных отечественных кинопродюсеров -- Игорем Толстуновым, можно было предположить, что попытка Love Actually по-русски обязательно будет предпринята. Любопытно, что к этому незатейливому вроде бы жанру Роднянский подходил исподволь, через картины совсем другого формата -- «Солнце», «Полумглу» и «Девятую роту».

На роль светлой комедии был назначен проект «Питер FM», сценарий которого несколько лет назад принесла Толстунову в компанию «Профит» режиссер-дебютантка Оксана Бычкова.

Слухи о том, что есть, мол, такой славный проект, в киносреде циркулировали давно -- еще в то время, когда фильм «Прогулка» только снимался, и рабочее его название было «Петербург онлайн». Два похожих названия смешивались в сознании, и путаница эта дожила до самого выхода картины Бычковой на экраны -- почему-то часть критики упорно ассоциирует ее с фильмом Алексея Учителя, хотя сходства между ними не больше, чем у «Гарпастума», скажем, с «Первыми на Луне». И даже общее место съемок -- Петербург -- в этих картинах играет разную роль. В «Прогулке» -- это самый европейский город России (Учитель, напомню, снимал картину про «новых русских европейцев»), в «Питере FM» -- самый сказочный, или, если угодно, мифотворческий.

На самом деле история про двух влюбленных, сумевших услышать в трубке мобильного голос свой судьбы, могла бы происходить в любом городе мира, хоть в том же Лондоне. Впрочем, там девушка-диджей, наверное, не стала бы своевольничать в эфире с риском потерять работу, а начинающий архитектор не променял бы выгодный контракт на привязанность к фасадам нескольких любимых домов. Хотя -- кто их, этих новых европейцев, знает.

Перед тем как герои примут самые ответственные в своей жизни решения (она откажет жениху, он вернет контракт неподписанным), пройдет три дня метаний по городу, рефлексий, слез и перезвонов по мобильной связи. А в решающий момент Максим уронит Машин телефон в Неву (нехорошо, конечно, сдавать сюжет, но этот ключевой эпизод включен в рекламный ролик фильма). Бьюсь, кстати, об заклад, что если бы эта история попала в руки сценаристки «Прогулки» Авдотьи Смирновой, утоплением мобильного все бы и кончилось. В «Питере FM» конец, конечно, другой -- счастливый и вызывающий энтузиазм публики.

На московской премьере, прошедшей в «Пушкинском», фильм действительно вызвал большой энтузиазм -- причем далеко не в «девчачьей» аудитории.

Означает ли это, что он действительно так уж хорош? Чтобы безоговорочно ответить «да» на этот вопрос, надо cлишком многого не заметить: ни наивной, местами чересчур студенческой режиссуры, ни бросающейся в глаза неравноценности актерского дуэта. В существование такой истории Евгения Цыганова веришь безоговорочно, в наличие в ней дебютантки Екатерины Федуловой -- не очень. Желание авторов сделать героиню «девушкой из соседнего подъезда» понятно, но для того, чтобы звучанием голоса перевернуть судьбу, у соседской девушки должна быть совсем другая харизма. Но на самом деле все это не так уж важно.

Как две другие относительно громкие российские премьеры последних недель, «Жесть» и «Охота на пиранью», «Питер FM» -- абсолютно продюсерский проект. И удача его, на мой взгляд, в том, что в отличие от проектов Бакшиева и Тодоровского он действительно точно просчитан и несет на себе печать той приятной добротности, которая стоит на всех проектах, выпущенных под грифом «Профита».

И дилириумные глюки, и бодрые боевики зритель охотно будет смотреть в дубляже -- тем более что Голливуд исправно поставляет куда более профессиональные образцы жанра, а на синефильские перемигивания авторов «Пираньи» и «Жести» широкой публике, в общем-то, наплевать. Заговорившие же по-русски герои сказочной романтичной истории -- это совершенно другое дело. Полагаю, что публика захочет их полюбить, несмотря на все их несовершенство. И поверит им, говорящим, что жизнь прекрасна, даже больше, чем глядящим со всех автобусных остановок, упакованным в цветы ведущим телеканала СТС. И вполне возможно, что зрительская реакция на обычных сеансах не будет сильно отличаться от той, что была на премьере, -- редкий, между прочим, случай.

Лариса ЮСИПОВА, ИД «Афиша»
//  читайте тему  //  Кино