Время новостей
     N°64, 13 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2006
Смертельный номер
«Счастливое число Слевина» на московских экранах
Потерявший квартиру, работу и девушку, да вдобавок еще и ограбленный сразу же по приезде в Нью-Йорк бедолага Слевин (Джош Хартнетт) просыпается в квартире друга от настойчивого стука в дверь. И немедленно оказывается поставленным перед фактом: очень серьезные мужчины, перепутавшие его с настоящим хозяином квартиры, имеют к нему несколько не менее серьезных вопросов. Уверения в том, что «ошибочка вышедши», не помогают. Кем бы ни был Слевин, ему нужно расплатиться с долгами приятеля. А именно принять заказ на убийство сына мафиозной шишки по прозвищу Раввин (Бен Кингсли). А в сущности стать катализатором масштабных боевых действий между Раввином и его конкурентом, криминальным авторитетом, которого все называют просто Босс (Морган Фримен). Вдобавок вокруг происходящего неслышной тенью вьется действительный убийца экстра-класса, Мистер Добрый Кот (Брюс Уиллис). Все запутывается невероятно, но в какой-то момент почти всем участникам этой истории придется крупно пожалеть о том, что Слевин оказался не в том месте и не в то время. Да и Слевин ли это вообще?

Многофигурные криминальные композиции подобного сорта -- жанр с недавних пор довольно-таки малопочтенный. Слишком уж многим халтурщикам казалось, что достаточно собрать некоторое количество известных (или не очень) артистов, раздать им пистолеты, написать реплики, в которых поминаются классические фильмы прошлых лет, а потом переклеить сцены в произвольном порядке -- и получится новое «Криминальное чтиво» или «Большой куш». Не получится. По счастью, Пол Макгиган (начинавший некогда с довольно неприятного и неопрятного «Кислотного дома» по рассказам Ирвина Уэлша, но позже на глазах выросший до очень интересного режиссера) умудрился избежать всех ошибок, которые обыкновенно совершают незадачливые адепты Тарантино или Гая Ричи. Возможно, оттого, что ориентируется на чуть более ранние и классические образчики жанра, вроде Хичкока или британских криминальных фильмов 70-х годов. «Счастливое число Слевина» прекрасно знает, на кого и почему он похож -- в частности, незадолго до финала на экране происходит остроумная дискуссия о классическом хичкоковском триллере «К северу через северо-запад», в котором героя Кэрри Гранта принимают за человека, которого на самом деле никогда не существовало. Про кино, к слову, герои фильма вообще беседуют много и с удовольствием: дорогого стоит, скажем, сцена, в которой Слевин и его нечаянная подружка и помощница Линдси (Люси Лью), валяясь поутру в постели после своего первого настоящего свидания, обсуждают, кто из исполнителей роли Бонда на самом деле был лучшим, и, несмотря на то, что ответ на этот вопрос известен любому первокласснику, умудряются обставить его остроумно и непринужденно, при том, что имени лучшего из лучших так и не было произнесено вслух. Однако не только киноманским контекстом славен «Слевин». Отдельных аплодисментов вызывают едва ли не все без исключения актерские работы. Кто бы мог подумать, что красавчик Джош Хартнетт сумеет когда-нибудь изобразить что-нибудь более серьезное и значительное, нежели свой привычный прищур, годный разве что для съемок на постеры в девичью светелку? Что Брюс Уиллис в роли наемного убийцы не заставит вспомнить себя в аналогичном образе в каких-нибудь дурацких «Девяти ярдах»? Что, наконец, парный конферанс Моргана Фримена и Бена Кингсли (в последнее время ну никак не утруждающих себя выбором ролей, мало-мальски соразмерных их истинному дарованию) не превратится в клоунаду, а достигнет в свой срок высот вполне трагических?

Но самое интересное, там, где любой другой режиссер ограничился бы созданием роскошно продуманной интриги (а концы с концами сходятся в «Слевине» с ювелирным изяществом), Макгиган добавляет вполне, как оказывается, уместным пафосом. И бандитская головоломка превращается в историю мести -- жестокой, беспощадной, но по большому счету справедливой. Чем дальше к финалу, тем яснее, что фильм (как и его главного героя) принимали не за того. Градус насилия повышается резко, но совершенно оправданно. И совершенно нормальным бы было, если бы зритель, пришедший похохотать на комедию со стрельбой, вдруг обнаружил бы в какой-то момент, что его конечности плотно прикручены к спинке кресла изолентой. И беседовать с ним, когда в зале зажжется свет, будут уже в совершенно другом тоне.

ФОТО: Мистер Добрый Кот (Брюс Уиллис) и Слевин (Джош Хартнетт): что связывает этих людей на самом деле, зритель узнает только в самом конце

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино