Время новостей
     N°53, 29 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2006
Гадание на гуще событий
Политики и политологи попытались предсказать свои среднесрочные перспективы
Собравшись на очередное заседание дискуссионного клуба «Лотерея-2007: Кто останется в политике?», политологи и политики попытались представить, кто из них и в какой компании окажется после парламентских выборов 2007 года. Большинство участников «круглого стола» кардинальных изменений на политическом поле не ждут и упрекают это поле в однообразии. А некоторые вообще предлагают отказаться от попыток создавать в России "инородные" ей институты -- политические партии -- и пойти по «своему» пути.

Ведущий дискуссионного клуба, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин предположил, что в мировой практике наиболее рациональным признается наличие не нескольких «партий частных интересов», а одной «общенациональной» партии, примиряющей в себе частные интересы и, таким образом, выражающей интересы общества единолично. Остальные партии выражают маргинальные интересы и могут обладать интеллектуальным и информационным, но не политическим влиянием. Такая одно- или полуторапартийная система, при которой политическая жизнь сконцентрирована внутри правящей партии, по мнению г-на Делягина, успешна во многих авторитарных государствах, таких, как Китай и страны соцлагеря, в формально демократических -- Японии, Мексике, Индии и безусловно демократических, например, в Швеции.

Генеральный директор фонда «Центр политических исследований и консалтинга» Андрей Федоров посоветовал не ждать от предстоящих парламентских выборов торжества демократии. «Эти выборы нужно рассматривать не как политические, а как селекционные, их задача -- устранение большинства политических партий», -- констатировал аналитик. По его мнению, в 2007 году в России либо сложится желаемая властью двухпартийная система, либо, что менее вероятно, четырехпартийная система «с возможностью маневра». Г-н Федоров признал, что на сегодняшний день только КПРФ как партия выражает системные интересы. При этом для «Единой России» фактор влияния находится вне партии, и вопрос, кто персонально станет этим фактором, пока открыт. Андрей Федоров посоветовал коллегам не преувеличивать значение будущих выборов: «Все равно формирование исполнительной власти не зависит от законодательной».

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский предложил тем не менее не расслабляться: «Будущие выборы заканчивают большой политический цикл, и результат их может быть непредсказуемым. От выборов 1999 года тоже ничего не ждали». Правда, серьезной политической дискуссии перед выборами политтехнолог тоже не ожидает.

Главный редактор газеты «Завтра» писатель Александр Проханов сравнил существующие партии с «ловушками, крематориями национальных интересов». Параллельно, по его мнению, в России -- в недрах крупных корпораций, в среде силовиков, в администрации президента -- развивается новый субъект государственности. И именно этот субъект станет предметом политической схватки, а партии станут бороться за «обладание имперскостью».

Президент международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Сергей Кургинян упрекнул власть в отсутствии решения «витальных проблем» и стремлении заменить это решение формированием новых моделей. «Сначала была демократическая модель, потом патриотическая, возможно, следующей будет националистическая, -- уточнил эксперт. -- При этом система надежд на Владимира Путина изматывается, потому что насущные проблемы не решены». Также, по мнению г-на Кургиняна, у власти ощущается явный дефицит врага»: «На создание врага для предвыборной кампании осталось около восьми месяцев. Бороться с Касьяновым скучно, придется придумывать кого-то еще. Полагаю, в 2007 году будет интересно, но не по делу».

Представитель обсуждаемой стороны, депутат Госдумы и заместитель председателя КПРФ Иван Мельников свою партийную жизнь оценил оптимистически: «Хотя власти и удалось устранить из реальной политики все политические партии, КПРФ сделала шаг вперед -- добилась возможности влиять на политический процесс». Из слов товарища Мельникова следовало, что в России осталось только две партии -- близкая власти «Единая Россия» и близкая народу Компартия. И основной интригой предстоящих парламентских выборов будет попытка власти расколоть левый электорат.

По мнению лидера внесистемной оппозиционной Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, единственным выходом для восстановления баланса стало бы выдвижение единого кандидата на президентских выборах от всех оппозиционных сил -- экс-премьера Михаила Касьянова. Со своей стороны НБП обещает не дать власти провести спокойные парламентские выборы: «Мы устроим законным образом политический кризис». А секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин предложил усилить политические партии правом выдвигать кандидата в президенты и страны и переходом к партийному правительству.

Напоследок заведующая кафедрой публичной политики факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Нина Беляева посоветовала коллегам задуматься, а стоит ли вообще продолжать попытки «приживлять» политические партии, как институты, не характерные для российского менталитета: «Партии не выполняют функции консолидации общества и трансляции интересов, может, попробовать сделать это через гражданские и социальные институты?»

Дарья ГУСЕВА