Время новостей
     N°52, 28 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2006
"Это посильнее гауптвахты будет"
Министерство обороны намерено внедрить детектор лжи в российскую армию
Министерство обороны при медицинском обследовании призывников намерено использовать детектор лжи, называемый еще полиграфом. Начальник Главного управления воспитательной работы (ГУВР) генерал-полковник Николай Резник рассказал, что военные уже внесли в Госдуму соответствующее предложение.

Основная цель внедрения полиграфа -- исключить попадание в войска людей с больной психикой. Генерал Резник сказал не без патетики: «Когда военнослужащий болен, по его вине может произойти трагедия планетарного характера». Как в старом анекдоте про солдата, который бросил сапог на «ядерную кнопку» и тем самым ликвидировал целое иностранное государство.

Кое-что в ГУВР для продвижения полиграфа в стройные воинские ряды уже сделано -- в нескольких воинских частях аппарат испытан на добровольцах. Результаты командиров порадовали. Одно только наличие аппаратуры -- уже мощный стимулирующий фактор для того, чтобы говорить правду. «Полиграф -- сильное профилактическое средство, -- сказал обозревателю «Времени новостей» знакомый офицер. -- Это посильнее гауптвахты будет».

ГУВР нельзя отнести к первопроходцам внедрения полиграфа в силовые структуры. Этим аппаратом давно и достаточно широко пользуются в Главном разведывательном управлении (ГРУ) Генштаба, в 12-м Главном управлении Минобороны (ГУМО), отвечающем за ядерные боеприпасы. Этот главк работает сегодня по российско-американской программе надежности персонала. Ее-то ГУВР и собирается внедрить во всех вооруженных силах. В первую очередь в Ракетных войсках стратегического назначения, Космических войсках, на флотах, в частях постоянной готовности. Причем речь идет уже не только о призывниках -- спектр испытуемых значительно расширится.

Начальник отдела психологической работы ГУВР полковник Анатолий Гендржеевский в беседе с обозревателем «Времени новостей» назвал несколько «чувствительных» военных должностей, кандидатов на которые неплохо было бы проверить на детекторе лжи. Это начальники складов вооружения -- известно достаточно случаев продажи стрелкового оружия и боеприпасов. Далее люди, допущенные к секретам, особенно «восьмерочники» -- специалисты восьмых управлений, отвечающих за секретную переписку, шифрование и дешифровку. Касается это и контрактников, которых военкоматы изучают явно недостаточно. Среди претендентов в профессионалы встречаются люди с криминальным прошлым, с неопределенной мотивацией к службе. Иногда надо хотя бы выяснить, кандидата ли этот паспорт, не украден ли документ.

«Военные психологи готовы взяться за новое интересное дело», -- убежден полковник Гендржеевский. Для этого, что редкость для нашего времени, не потребуются новые штатные клеточки -- работать будут уже назначенные психологи. Но их, конечно, нужно будет обучить. Известно даже примерное количество полиграфов, необходимых для вооруженных сил, -- по одному в 44 центрах и 155 пунктах психологической помощи и реабилитации. К ним добавится примерно 60 военных вузов. Но главное -- в систему «детектирования» будут внесены военные комиссариаты. А их около 2400, из которых более 1800 -- районные. Стоимость полиграфа сегодня от 3 до 8 тыс. долл. Космические войска уже приобрели четыре аппарата психодиагностики типа полиграф. В основном, как говорят в руководстве войсками, -- для выявления алкогольной и наркозависимости, мотивов поступления на военную службу. Аппараты уже успели апробировать в Военно-космической академии имени Можайского.

Однако в целом по армии пока все на уровне планов и разговоров, решений никаких нет. Прежде всего ждут приказа министра обороны. Законодательных актов вроде бы не требуется. Во всяком случае в МВД обошлись лишь приказом министра, не обращаясь в Госдуму. Детектор лжи в МВД используется с 1998 года, там полиграфологи участвуют и в раскрытии преступлений, и в кадровых проверках. Результаты отменные.

Специалисты-полиграфологи говорят, что в мире пока ни одна страна из применяющих детекторы лжи не использует результаты тестирования на полиграфе как доказательство преступления. В тех российских компаниях, где велика вероятность взяток, присвоения сотрудниками продукции или денежных средств, также все чаще прибегают к тестированию на полиграфе. Где-то проверяют на склонность соискателя должности к азартным играм, на членство в сектах. Некоторые испытуемые принимают либо успокаивающие, либо, напротив, стимулирующие таблетки, для получения болевых ощущений прикусывают язык либо наступают пальцем ноги на припрятанную в обуви канцелярскую кнопку. Однако грамотный полиграфолог запросто выявит этот «физиологический шум». Эксперты считают, что в целом негативные последствия тестирования, как правило, превышают полученный результат.

Насколько полиграф пригоден для использования в вооруженных силах? Может он выявлять риски не только в сфере бизнеса, но и в военной тоже? Надо ли перестраивать программу? Эти вопросы газета "Время новостей" задала специалисту компании «Ареопаг-М» Нине Акимовой. Профессиональный компьютерный полиграф «Поларг» этой фирмы сегодня (помимо крупных гражданских организаций) на вооружении Генеральной прокуратуры, МВД, Службы внешней разведки, Госнаркоконтроля России и целого ряда аналогичных министерств и ведомств СНГ. Через госпосредника -- ФГУП «Рособоронэкспорт» -- продукция фирмы продается за рубеж.

«Программа однозначно подойдет военным, -- уверена г-жа Акимова. -- Она универсальна, так как составлена таким образом, что любой человек, работающий с нашей аппаратурой, может сам придумывать вопросы и их корректировать. Работа с любым заказчиком начинается с вопроса, что бы он хотел получить от полиграфологов на выходе. Опираясь на этот заказ, мы и составляем программу, показываем ее заказчику и при необходимости корректируем ее. Но, как правило, почти совпадаем».

Для демонстрационного показа «Ареопаг-М» готов на некоторое время предоставить военным прибор и специалиста. А вообще курс подготовки полиграфологов разделен на три этапа: три недели обучения, самостоятельная работа несколько месяцев, затем контрольная работа, после которой обучаемого вызывают на второй этап обучения. Сколько времени необходимо для подготовки полноценного полиграфолога, сказать сложно, это очень индивидуально. Первый год, как правило, -- это ознакомление с профессией, и только после трех лет работы у человека появляется свой личный стиль. Думается, военным надо это учесть, если они намерены предупредить «трагедию планетарного характера».

Министерству обороны надо также иметь в виду, что полиграфологи не работают с будущим, а только с прошлым и настоящим испытуемого. Опираясь при этом на конкретные факты из биографии человека, выявляя риски, которые можно минимизировать. И сегодня достаточно много специалистов считают, что применение детектора лжи -- дискриминация человека, ущемление его прав. После тестирования сотрудник может навсегда потерять уважение к работодателю. Видимо, солдат к командиру -- тоже. И если в гражданской жизни претендент на работу может отказаться от тестирования, то в армии, в силу менталитета военных, вряд ли получится. Иначе и затевать не стали бы...

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина