Время новостей
     N°48, 22 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2006
Рыбалка пуще неволи
Мятежному капитану траулера «Электрон» предъявили обвинение
Скандальная история российского траулера «Электрон», прославившегося минувшей осенью после инцидента с береговой охраны Норвегии, получила продолжение. Отдел Генпрокуратуры в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) после пяти месяцев разбирательства предъявил наконец обвинение капитану «Электрона» мурманчанину Валерию Яранцеву. Ему инкриминируют ст. 256 (незаконная добыча рыбы с использованием служебного положения) и 127 (незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением) УК РФ. Как сообщили вчера в прокуратуре, завершить расследование дела планируется уже в конце апреля. Между тем адвокат капитана Владимир Семенюк считает, что в суде прокурор не сможет представить доказательств вины Яранцева. А в компании «Корс», которой принадлежит «Электрон», уверены, что капитан траулера стал жертвой бездействия российских властей в угоду политическим интересам, но за него встанет общественность.

Уголовное дело, появившееся после разгоревшегося вокруг «Электрона» международного скандала, собственно, и было возбуждено именно в отношении Валерия Яранцева. Но все последнее время он проходил по нему лишь как подозреваемый.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что с августа 2005 года судно «Электрон» вело лов рыбы в зоне архипелага Шпицберген. В ночь на 15 октября с разрешения капитана Яранцева на борт поднялась инспекторская группа из Норвегии. По утверждению норвежской стороны, в ходе проверки были обнаружены серьезные нарушения. В частности, инспекторы нашли орудия лова, якобы имеющие ячейки в несколько раз меньше разрешенного размера (81 мм вместо положенных 125 и 135 мм). Это является незаконным по как норвежскому, так и по российскому законодательству. Кроме того, фирма, отправившая судно на лов, по утверждению норвежской стороны, не выслала уведомления о начале лова и не сообщила об объемах промысла.

Норвежские инспекторы заявили, что намерены отконвоировать судно в норвежский порт Тромсе. Поначалу Яранцев подчинился, но после того, как на борт «Электрона» поднялись два представителя норвежской береговой охраны, траулер изменил курс и полным ходом пошел в сторону российских вод. Норвежцы организовали погоню, но капитан корабля объявил, что готов «идти на таран», и почти сутки в штормовом море уходил от «захватчиков». Лишь после того, как траулер оказался в Мотовском заливе Баренцева моря, где его встретили несколько судов российских ВМФ, норвежские офицеры были сняты с «Электрона» и убыли на свой корабль. После этого Яранцев привел судно в порт Мурманска и слег в больницу с сердечным приступом.

Затем за «Электрон» взялась спецкомиссия Минсельхоза и Федерального агентства по рыболовству, члены которой сразу же заявили, что капитану траулера ничего не грозит. Незаконных орудий лова на судне так и не обнаружили. Правда, на «Электроне» нашли излишки рыбы (30 т трески, 5 т камбалы, 4,5 т зубатки), в связи с чем были возбуждены два административных дела.

Норвежская полиция начала собственное расследование и настаивала на уголовном преследовании Яранцева за умышленное лишение двух граждан Королевства Норвегия личной свободы и нарушение правил рыболовства в норвежской экономической зоне. Норвежские полицейские передали российским коллегам фотографии и протоколы обыска на «Электроне», утверждая, что «преступные» снасти рыбаки утопили в море во время погони. И 1 ноября отдел Генпрокуратуры в СЗФО возбудил уголовное дело. Как следовало из официального сообщения, помимо прочего следователи нашли в трюме судна штампы для маркировки коробок с рыбой, на которых были удалены сведения с регистрационным номером судна, что является «признаками браконьерского способа добычи рыбы».

Еще находясь в больнице, Валерий Яранцев подал жалобу на прокуратуру, считая возбуждение уголовного дела незаконным. Но суд ее не удовлетворил. Теперь мятежный капитан намерен отстаивать свою честь в суде. По словам адвоката Яранцева Владимира Семенюка, район, в котором был остановлен «Электрон», экономической зоной Норвегии признают лишь Канада и Финляндия, но не Россия. Кроме того, как утверждает г-н Семенюк, судно, вопреки заявлениям норвежцев, имело все необходимые документы для промысла в этом районе. И как следует из показаний свидетелей, норвежским инспекторам была предоставлена возможность покинуть судно, но они отказывались, настаивали на конвоировании «Электрона» в свой порт.

Татьяна ГРИЦЕНКО