Время новостей
     N°47, 21 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2006
Антисемит без умысла
Адвокаты Александра Копцева принесли за него извинения
Вчера в Мосгорсуде прошли прения сторон по делу москвича Александра Копцева, 11 января устроившего резню в синагоге на Большой Бронной улице и ранившего шесть человек. Гособвинитель Кира Гудим потребовала приговорить антисемита к 16 годам колонии строгого режима и назначить ему принудительное наблюдение у психиатра. Адвокаты обвиняемого просить о полном оправдании своего клиента, в ходе процесса не раз выступавшего с яростными антисемитскими речами, не решились, попросив суд лишь о некотором смягчении его участи.

На вчерашнее заседание Копцева пришли поддержать человек десять «сочувствующих». Среди них оказался главный редактор журнала "Русич" Виктор Корчагин, дважды судимый за разжигание национальной розни. В суде известный антисемит жаловался коллегам-журналистам на то, что правоохранительные органы мешают ему работать, а свое появление объяснил так: «Пришел послушать, поддержать Александра Копцева». В зале суда Корчагин вел себя вежливо и тихо. Несмотря на имевшиеся в помещении свободные места, он сел рядом с раввином синагоги на Большой Бронной Исааком Коганом, перед этим поинтересовавшись у того: «Скажите, пожалуйста, можно ли тут сесть?» Другим «сочувствующим» оказался Владимир Кувшинов, считающий себя правозащитником. Он известен тем, что в свое время отсудил у «приватизатора» Анатолия Чубайса два автомобиля «Волга» в счет ваучера.

Судебные прения начались с выступления обвинителя. Кира Гудим отметила, что Копцев изменил первоначальные показания: «Сейчас он настойчиво отрицает тот факт, что шел в синагогу убивать. По его словам, он собирался только калечить евреев. Однако в ходе судебного заседания умысел на убийство был доказан». Прокурор рассказала, что Копцев специально выбрал огромный охотничий нож, на котором была надпись «удачной охоты»: «У него была возможность выбрать другое орудие преступления, но он выбрал именно этот нож, чтобы начать охоту, охоту на людей с другой верой».

Обосновывая обвинение, Кира Гудим сообщила, что поступок Копцева спровоцировал напряженность в обществе, «дал питательную почву для роста националистических настроений». В конце своего выступления г-жа Гудим особо отметила: «От решения суда будет зависеть многое. А именно -- правоприменительная практика по подобным делам в будущем, а также то, насколько эффективно государство защищает права своих граждан».

Адвокаты потерпевших поддержали гособвинителя и попросили судью назначить Копцеву максимально суровый приговор. «Молодой человек -- бездельник. Бросил учебу, а затем и работу, сидел на шее у родителей, читая фашистские книги. В итоге он решил, что его проблемы из-за евреев, и недолго думая пошел их убивать, -- сообщил суду адвокат Вадим Клювгант. -- Он совершил такое жестокое преступление в синагоге, оскорбив и унизив чувства верующих, удары наносил в жизненно важные органы. А то, что он никого не убил, -- лишь чудо. Мы ждем справедливого и сурового приговора. Страна, победившая фашизм 60 лет тому назад, должна победить его и сейчас». Защитники потерпевших также отметили неудовлетворительную работу правоохранительных органов по этому делу: «Милиция сразу же после ЧП сказала, что Копцев нигде не состоял. Откуда они это знали? Там в деле одни бюрократические отписки, которые можно начеркать, не вставая с места в кабинете. Мы в это не верим». В итоге адвокаты попросили суд вынести частное определение в адрес правоохранительных органов за "ненадлежащую работу по выявлению нацистской деятельности в России в целом и при расследовании данного дела в частности".

Адвокаты Копцева в свою очередь настаивать на оправдании клиента не стали, а лишь попросили судью, во-первых, переквалифицировать статью «покушения на убийство по мотивам национальной, расовой ненависти» на более мягкую -- «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», а во-вторых, отказаться от статьи «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». «У молодого человека шизотопическое расстройство, которое, как написано в экспертном заключении, оказывало существенное влияние на его поведение, было усугублено установкой на суицид, -- сообщил адвокат Владимир Кирсанов. -- Он шел умирать сам, о чем неоднократно заявлял. Никакого умысла на убийство не было. Он метался по синагоге как камикадзе, размахивая ножом. Бил туда, куда попадал. Если бы хотел кого-то убить, то поймал бы одного человека и кромсал бы его до посинения. А так, слава богу, все живы и, как мы видели потерпевших в суде, здоровы». По мнению второго адвоката Копцева Нелли Архиповой, антисемит не осознавал, что творил, и поэтому заслуживает снисхождения: «Вы же сами видели и слышали, что он говорит. Ни на один вопрос внятно ответить не может. Я вот понять так и не смогла -- зачем он пошел в эту синагогу. У него проблемы с психикой. Надо учесть, что он ограниченно вменяем, добавьте сюда психическую травму от смерти сестры. На такую незащищенную почву легла антисемитская информация, которую он почерпнул из Интернета и книг. Его обвиняют в «возбуждении ненависти», но сюда попадают только те преступления, где есть прямой умысел. У ограниченно вменяемого человека его нет. Прошу исключить эту статью из обвинения». В конце выступления адвокат Копцева попросила суд отнестись со снисхождением к молодому человеку и принесла извинения пострадавшим за своего подзащитного.

Алексей ИВЛЕВ
//  читайте тему  //  Дело Александра Копцева