Время новостей
     N°44, 16 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2006
Ольга Глацких: Решила заново начать свою жизнь
Главный тренер российской сборной по художественной гимнастике Ирина Винер называла Ольгу Глацких Лесной нимфой, и лучшего словосочетания действительно не подберешь. Эту гимнастку всегда отличала изумительная грация. Кроме того, родилась Ольга в городе Лесном Свердловской области, откуда родом и знаменитый пловец, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов. Карьера Глацких была головокружительной. В пять лет она пришла в гимнастику, через полгода выиграла первые соревнования, а через десять лет стала олимпийской чемпионкой. Казалось бы, что все еще впереди. Однако 17-летняя спортсменка объявила о своем уходе из большого спорта. Эта тема и стала основной в беседе корреспондента «Времени новостей» Ольги ЕРМОЛИНОЙ с олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике в групповых упражнениях Ольгой ГЛАЦКИХ.

-- Ольга, в то время как многие спортсмены стремятся продлить свое долголетие в большом спорте или, как Светлана Журова и Алина Кабаева, решают после перерыва вновь начать выступать, вы вдруг покидаете гимнастический помост, можно сказать, на взлете карьеры. Что стало причиной вашего ухода?

-- Я просто решила заново начать свою жизнь. Попробовать себя в другом направлении. Поняла, что спортивный век не такой долгий, а в гимнастике тем более. Честно говоря, я всегда знала, что профессия спортсмена не мой удел и что вся моя жизнь не будет связана со спортом.

На данный момент у меня есть все звания, о которых мечтает каждый спортсмен. В 2003 году в составе молодежной сборной «художниц» по групповым упражнениям я выиграла чемпионат Европы в Германии, через год стала олимпийской чемпионкой, а в 2006 году добавила к этим титулам и звание чемпионки мира. Теперь если выступать дальше и добиваться успеха, значит, повторяться.

-- И тем не менее мне трудно поверить, что в тот момент, когда вас награждали олимпийской медалью, вы думали о таком скором окончании карьеры?

-- Конечно, я так не думала. Не буду скрывать, в моих планах был и Пекин. И я хотела поехать на свою вторую Олимпиаду, но все поменялось в один момент. Возникли причины, по которым я вынуждена была уйти из спорта. И я ушла. Так было лучше и для меня, и для многих.

-- Как тренеры и спортсменки восприняли ваше решение?

-- Тренеры никак. На самом деле там получилась несколько другая ситуация, о которой я не хотела бы сейчас рассказывать. Ушла и ушла. А что касается спортсменок, то кто-то из девочек расстроился, кто-то нет. Смотря с кем какие отношения меня связывали.

-- Но разве федерации не нужны талантливые спортсменки, ведь вашей карьере могла бы позавидовать любая.

-- Дело не в федерации, а в тренерах. Как они решат, так и будет. Они говорят, как нам тренироваться, как поступать, а мы их слушаем. И это правильно. Я абсолютно согласна с такой постановкой дела. Тренеры посчитали нужным, чтобы я закончила, и я это сделала. Хотя никаких претензий ни к кому у меня нет. Более того, я считаю, что Ирина Винер очень много сделала для нашей художественной гимнастики. Если бы не она, то, возможно, у нас бы и не было такой непобедимой сборной. Винер всех держит в кулаке. Она очень сильная и по характеру, и как профессионал. В России равных ей нет. И я уважаю этого человека.

-- Писали, что после недавнего чемпионата мира, где вы в составе нашей сборной по групповым упражнениям завоевали «золото», вам дали понять, что на следующий сбор могут пригласить, а могут и не пригласить. Наверное, это обстоятельство сыграло решающую роль? Вы почувствовали себя в какой-то степени невостребованной?

-- Именно так. Понимаете, решение уйти из спорта далось мне очень непросто. После того как вернулась домой с чемпионата мира, места себе не находила. Мучилась, обдумывала, решала. Дней десять пребывала в стрессе. А потом как отрезало. Родителей только было жаль. Они очень расстроились. Но с тех пор, как в 12 лет я уехала на первый сбор в Москву, они привыкли, что все решения принимаю я сама. Они так и сказали: «Все решай сама, мы в этом деле ничего не понимаем».

-- Не обидно было столько сил отдать спорту и так уйти?

-- Нет, не обидно. Повторяю, я добилась всего, о чем только может мечтать любой спортсмен. Спорт помог мне воспитать характер, сделал из меня человека, ориентированного на результат, научил добиваться, возможно вопреки обстоятельствам, поставленной цели, и я не жалею ни о чем. Сейчас я оставила свою спортивную карьеру в прошлом. И если вспоминаю, что только счастливые моменты, связанные со своими выступлениями. Вспоминаю о подругах, о поездках. Все, что было плохого, вычеркнула из памяти. Иначе новая жизнь вне спорта может и вовсе не сложиться.

-- О каком выступлении вам особенно приятно вспоминать?

-- Если быть откровенной, то больше мне помнятся показательные выступления. Там ты актриса. Не нужно думать об оценках, можно полностью раскрепоститься, продемонстрировать свои способности и просто наслаждаться аплодисментами зрителей. Но если говорить о серьезных турнирах, то, безусловно, самый памятный из них Олимпиада. Когда я выходила на помост, то все было как в тумане. Шум в зале, музыка, голос диктора -- все это было где-то далеко. Куда бежать, какой предмет ловить, с какой ноги ступать -- это было на автопилоте. И тем не менее эти соревнования, самые ответственные, самые сложные, принесли самое большое удовлетворение.

-- Ваша спортивная карьера начиналась как сольная, но затем вы стали выступать в группе. Почему?

-- А мне больше нравилась группа, чем сольные выходы. Не многие, возможно, разделяют такое мнение, но мне действительно больше нравилось работать в группе. Наверное, потому, что по характеру я компанейский человек, и девчонки всегда отмечали во мне лидерские качества.

В 2001 году на чемпионат России приехали тренеры по групповым упражнениям Наталья Говорова и Татьяна Сергаева. На тот момент они тренировали молодежную команду и подбирали способных гимнасток. Я им приглянулась и вскоре получила приглашение на первый сбор в Новогорск. Ехать боялась страшно. В первые дни в Москве плакала, было скучно, хотелось домой, к родителям, раздражали крики тренеров, что тебя заставляют делать то, что ты не хочешь. Через месяц вернулась домой и сказала, что больше никуда не поеду. А потом новый сбор, еще и еще. И в итоге попала в молодежную команду, а через два года в ее составе выиграла «золото» первенства Европы. Все это время мы тренировались в одном зале со старшими девочками, и тренеры «взрослой» команды Татьяна Васильева и Валентина Иваницкая позвали меня к себе. Месяца четыре я была в запасе, а потом за год до Олимпиады попала в основной состав.

Вообще-то в гимнастику я попала случайно. В детстве у меня была подруга, с которой мы ходили везде: и на танцы, и на хоровое пение. Проще сказать, куда мы только не ходили. Но нас отовсюду выгоняли. Потому что мы были болтушки и хохотушки. И вот как-то мама моей подруги узнала про художественную гимнастику и повела нас. Подружка через месяц ушла, а я осталась. Мне тогда исполнилось пять лет. Тренер Раиса Черноголова сразу же взялась за меня, возможно, разглядела талант.

-- Не раздражало, что имена «художниц» Кабаевой и Чащиной у всех на слуху, а фамилии гимнасток -- олимпийских чемпионок в групповых упражнениях -- мало кто помнит?

-- Мне это было неважно. Я шла к своей цели. Работала для себя, для тренеров, для страны. Меня не волновало, знают меня или нет. Конечно, иногда становилось неприятно, когда задавали вопросы типа: «А ты кто в сборной, чем занимаешься?» Осадок, не скрою, был. Но повторяю, что по большому счету я тренировалась и выступала не для этого.

-- Чего вы боитесь в жизни?

-- Предательства.

-- С вами это случалось в жизни?

-- Да, случалось. Предавали и коллеги, близкие люди, от которых подобного ожидаешь менее всего. Но я научилась относиться к этому спокойно. Надо извлекать плюсы и минусы из любой ситуации, даже из такой.

-- Чем теперь думаете заняться?

-- В апреле буду сдавать экзамены в МГУ. Хочу попробовать поступить на философский факультет, выучиться на политолога. Возможно, попробую себя в бизнесе. Не знаю еще конкретно, в каком.

-- Возможно, в бизнесе, связанном со спортом?

-- Нет, со спортом меня больше уже ничто не связывает.

-- Никогда не говори «никогда», а вдруг еще вернетесь в спорт?

-- В групповых упражнениях это невозможно. Это у «личниц» каждый сам по себе. Захотел -- ушел, передумал -- вернулся. А у нас команда: один за всех, и все за одного. Срабатываются годами. Уходят навсегда.