Время новостей
     N°40, 10 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.03.2006
Круговорот тюков в природе
В фонде «Современный город» пугают «Эшелоном»
На одном экране пробивается сквозь кровавый рассвет бесконечная цепь грузовиков, груженных огромными тюками, на противоположном -- мчатся в снежном буране вагоны с таким же грузом. В соседней комнате видеопроекция на полу: прямо под ногами открывается люк самолета, и вниз, на располосованное дорогами зеленое море лесов, полей и огородов летит, уменьшаясь на глазах, знакомый тюк. Круговорот грузов в природе происходит в бешеном темпе, безостановочно и будто бы сам по себе, без участия людей. Музыкальное сопровождение соответствует: колеса поездов стучат по рельсам, грохочут грузовики, свистит в ушах у зрителя. Потрясенный, оглушенный, он ощущает себя не просто не посвященным в важные процессы, но и совершенно лишним в этой жизни, где все решения принимают и осуществляют за его спиной. То есть каждый здравомыслящий человек догадывается, что над ним веют враждебные вихри, а злобные силы делают свое черное дело. Но материализуются самые страшные комплексы миролюбивого обывателя не в картинках из зоны боевых действий -- их в телевизоре и газетах хоть отбавляй, к смерти в кадре давно уже привыкли. Гораздо сильнее пугают действия таинственные, загадочные и одновременно нахальные, происходящие буквально на глазах, такие как транспортировка тюков с неизвестным и, очевидно, важным содержимым -- иначе зачем столько сил задействовано. В том числе и художественных -- 3D-анимация потребовала расширения состава группы, привлечения немецких музыкантов и аппаратуры, одолженной у работающих с высокими технологиями московского Музея современного искусства и ЦСИ «М'АРС».

Группа "Синий суп" (The Bluesoup) специализируется на производстве жутковатых видеогаллюцинаций вот уже десять лет. Они и рассветом под корейский гимн угощали и простым креслом в белом чехле, напоминающем о чем-то до жути тоталитарном, пугали. С 1996 года, когда студенты архитектурного института Алексей Добров, Даниил Лебедев и Валерий Патконен (в 2002 к ним присоединился Александр Лобанов) объединились в группу, ими сложено немало коротких, но убедительных видео. В первые годы группа работала очень интенсивно, в последние годы размеренно выдает по одному фильму в год, зато использует все более сложную технику. В прошлом году «Синий суп» попал в число избранных -- их видео показывали в главном проекте Московской биеннале, куда отобрали лишь шесть российских художников, еще раз подтвердив превосходство своей стратегии неучастия в художественной жизни и соблюдения безопасной дистанции к миру, который придуман очевидно не нами.

Куратор Евгения Кикодзе, составляющая программу небольшого зала на Волхонке, свободна от коммерческих задач -- у фонда «Современный город», учрежденного коллекционерами Дилярой Аллахвердовой и Клер Саворетти, задачи сугубо гуманитарные -- дать возможность художникам «просто создавать проекты». Пока получается неплохо -- открывавшая программу работа Антона Литвина «Лестница» попала в шорт-лист премии «Инновация». Будущее «Эшелона» сильно зависит от того, что все-таки повезли в тюках и зачем.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ