Время новостей
     N°35, 01 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2006
Обостренный приговор
В Астрахани подготовились к новой войне между чеченцами и калмыками
В Советском райсуде Астрахани вчера был оглашен приговор 12 чеченцам, участвовавшим в массовых беспорядках в селе Яндыки Лиманского района Астраханской области в августе 2005 года. Тогда в драке между калмыками и чеченцами погиб один из местных жителей, после похорон которого родственники и друзья решили устроить вендетту. В результате были избиты десять человек, в том числе милиционер, сожжены восемь домов и четыре автомобиля. Следствие длилось полгода, а к оглашению приговора были введены беспрецедентные для рядового вроде бы события меры безопасности. С конца прошлой недели на улицах города появилась бронетехника, а вооруженные автоматчики на постах ДПС досматривали весь въезжающий в область транспорт. В день вынесения приговора здание суда также окружили милиционеры. Но беспорядков, которых так опасались местные власти, не произошло. Подсудимых признали виновными в хулиганстве и приговорили к лишению свободы на сроки от 2,5 до 5 лет.

Согласно обвинительному заключению, обвиняемые, организованно и предварительно договорившись, 15 августа прошлого года ввязались в драку с односельчанами-калмыками. Побоище началось в сельском баре, но мере увеличения числа участников выплеснулось на улицу. Как показали в суде свидетели, чеченцев вроде бы было 50--60 человек, они выкрикивали «Аллах акбар!» и были вооружены арматурой и кирпичами. В результате большинство участников драки получили серьезные травмы. А калмык по национальности 24-летний Николай Болдырев скончался от огнестрельного ранения. (Кто и при каких обстоятельствах стрелял, милиционеры так и не выяснили.) В день похорон погибшего из соседних калмыцких районов -- Черноземельского и Лаганского -- приехали около 300 его родственников и друзей. После поминок гости вышли на улицы села и принялись громить попадавшиеся на дороге машины, избивать сельчан-кавказцев и подожгли восемь домов, в которых проживали кавказские семьи.

Расследованием обстоятельств ЧП занималась следственная бригада УВД, облпрокуратуры и УФСБ Астраханской области. А замгенпрокурора Николай Шепель взял его под личный контроль.

После того как скандал получил огласку, сельский сход обвинил в халатности местную милицию и райадминистрацию -- обстановка в селе накалялась давно, но на сигналы жителей о том, что в районе происходит передел прибыльного рыбного бизнеса, которым в этом районе до появления кавказцев заправляли степняки из соседней Калмыкии, никто не реагировал. Учитывая этот факт, прокуратура отстранила от должности начальника Лиманского ОВД Василия Горохова и обвинила его в халатности. По факту избиений и поджогов райпрокуратура возбудила уголовное дело по статье УК «организация массовых беспорядков» и задержала уроженца Калмыкии Анатолия Багиева. 20 февраля этого года за участие в массовых беспорядках и призывы к ним Багиева осудили на семь лет колонии общего режима. Его брат Сергей Багиев, также, по данным прокуратуры, принимавший участие в беспорядках, длительное время находился в розыске, но недавно был задержан и арестован. В августе 2005 года также задержали и 12 чеченцев -- участников первой драки. Им было предъявлено обвинение по ст. 213 УК РФ (хулиганство).

Примечательно, что проводить процесс над чеченцами в Лиманском районе судебные власти не решились, и слушание дела было перенесено в Советский райсуд Астрахани. Для того чтобы утихомирить страсти, которые разгорелись в Яндыках в августе прошлого года, в район пришлось ввести войска -- туда были откомандированы около 1200 военных и омоновцев из Астрахани и Волгограда. На этот раз обошлись своими силами -- и бэтээры на улицах города, и автоматчики были местными. Однако несмотря на то, что на приговор пришли многочисленные родственники обвиняемых, а обстановку накалила двухчасовая задержка с оглашением приговора, все прошло мирно. Двое подсудимых получили по пять лет лишения свободы, еще четверо -- по три года, остальных осудили на два с половиной года колонии общего режима. Суд учел смягчающие обстоятельства -- чистосердечное признание и наличие маленьких детей. Адвокаты подсудимых заявили, что намерены обжаловать приговор.

Татьяна ГРИЦЕНКО