Время новостей
     N°30, 21 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2006
Принцип монтажа
Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890--1941. М., галерея «Новый Эрмитаж». 2006.

Издание о знаменитом художнике русского авангарда, выпущенное галереей «Новый Эрмитаж-один» при поддержке новосибирского Центра Эль Лисицкого (в Новосибирске проживает внук художника Сергей), является новым опытом общения с читателем, попыткой привлечь его к соавторству. Эль (Лазарь) Лисицкий мыслил себя проектировщиком идеальной творческой среды. Любую форму, будь то книжный дизайн или архитектурный небоскреб, он складывал из элементарных модулей, которые, по словам авторов книги искусствоведов Александра Канцедикаса и Зои Яргиной, изобретал, соединяя аналитический (математический по дисциплине логики) и эвристичный (интуитивный) подходы. Он был художником-конструктором, и его творчество не приемлют те, кто привык в отношении к искусству быть пользователем, реципиентом, а не аналитиком и «программистом». Уникальность нового издания -- творческой биографии Эль Лисицкого -- не только в исчерпывающей полноте собранного фактического материала его «трудов и дней». Сама конструкция монографии следует заветам мастера о проекте-трансформере, оперирующем ко многим методам и даже видам художественного творчества. Издание не случайно названо «фильмом жизни». Принцип кинематографического монтажа в нем определяющий (надо сказать, художников авангарда соблазнял кинематограф -- современник Лисицкого Юрий Анненков свои иллюстрации к сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр» назвал «Кинематограф для детей»). Пять отдельных глав биографии Лисицкого разделены на пять книжек с параллельными рядами искусствоведческого текста, хронологии и сопутствующих изоматериалов. Эти пять частей, как пять кассет сериала, уложены в отдельный футляр. Помимо этого футляра в комплект входит еще один, с двумя дополнительными частями «сериала». Первая часть -- архив статей и докладов Лисицкого по проблемам артпроцесса. Другая -- 80 аналитических таблиц, в которых наглядно прослеживается генезис и развитие творческого метода художника от ранних работ до последних. Это реконструкция сохранившейся в эскизе авторской идеи: в маленьких окошках-кадрах показывать жизнь той или иной пластической формы, от «узнавания» ее в повседневных зрительных впечатлениях до активного использования в качестве модуля собственной изобразительной системы. Восстановление принципа авторского зрения художника с такой степенью точности -- беспрецедентный для нашей науки случай. Репутация г-на Канцедикаса как одного из самых скрупулезных и дотошных исследователей блестящим образом подтверждена. Вместе с футляром биографических частей футляр с двумя последними главами издания вкладывается в общую коробку. Коробки выполнены в традициях папок конструктивистских книг с яркой шрифтовой акцентировкой, диагональным срезом граней. Все коробки и футляры делают вручную в реставрационных мастерских. Традиции проектирования и производства полиграфических объектов 20--30-х сохранены весьма бережно. Такой же «аутентичный» и тираж издания: всего 970 экземпляров, из которых 70 именных, все остальные пронумерованы. Книга стоит весьма не дешево (800 у.е.) и продается только в галерее. По мысли дирекции «Нового Эрмитажа», само распространение раритетного издания превратится в артпроект. Если книгу не купят в определенный срок (он держится в секрете), хозяева галереи оставшийся тираж пустят под нож и оставят только электронную версию и несколько аукционных экземпляров. Разменивать эксклюзивность на демпинговые медяки они не позволят.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Круг чтения