Время новостей
     N°174, 24 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2001
Бюджетно-налоговый размен
Министры и депутаты нашли способ прийти к компромиссу
Дума и Белый дом сторговались в отношении бюджета-2002 до первого чтения, невзирая на то, что правительство лишь завтра решит, на какие доходы стоит рассчитывать казне в будущем году. Пока Белый дом выверял собственные бюджетно-финансовые прогнозы, бюджетный комитет Думы успел определиться по налоговым инициативам правительства, подготовив ряд законопроектов ко второму чтению.

Правительство по сути уже признало правоту депутатов, считающих, что основные параметры, заложенные в первоначальный проект, занижены.

Доходная часть бюджета завтра будет увеличена, сообщил вице-премьер Алексей Кудрин после консультаций с «альянсом четырех» (во главе с фракцией «Единство), от которого во многом зависит исход голосования в Думе. Белый дом готов увеличить предполагаемые доходы на 123 млрд руб., из которых 23 млрд будут предназначаться Пенсионному фонду. Оставшуюся сотню миллиардов правительство рассчитывает поделить на две равные части. Одну направить на погашение внешнего долга, другую -- на финансирование приоритетных направлений. Приоритеты будущего года Белый дом назовет тоже завтра. Но г-н Кудрин уже заявил, что они мало чем будут отличаться от депутатских приоритетов: дорожное строительство, закупка лекарств, а также меры, направленные на борьбу с терроризмом. Для спецподразделений, борющихся с терроризмом, потребуется, по мнению г-на Кудрина, 2,5 млрд дополнительных рублей.

Впрочем, разделом доходов по расходным направлениям думцы займутся во время второго чтения бюджета. Но пока неизвестно, все ли сделало правительство для своего успеха в первом чтении. Белый дом, без дискуссии согласившись увеличить основные параметры, до сих пор не высказался по поводу других претензий думского бюджетного комитета. Комитет настаивает, чтобы параметры (объем ВВП, уровень инфляции и курс рубля к доллару) были зафиксированы в тексте закона о бюджете, а не только в прогнозах правительства. В бюджете-2001 параметры не отражались, что дало правительству заметную свободу маневра в распоряжении дополнительными доходами. Не намеревалось правительство отражать основные параметры и в бюджете-2002, прислав в Думу два документа: проект бюджета и прогноз социально-экономического развития в будущем году. Параметры представлены только в тексте прогноза, что не устраивает думский комитет по бюджету, для которого свобода маневра означает бесконтрольное распоряжение допдоходами. Вписать параметры в текст закона о бюджете означает усилить парламентский контроль за его исполнением. Насколько нужен такой контроль правительству, выяснится на заседании думского комитета, который завтра будет вырабатывать свое окончательное отношение к проекту бюджета перед первым чтением.

Не исключено, что комитет не будет настаивать на включении параметров бюджета в текст закона, так как правительство и так пошло на уступки. В налоговой сфере такой «размен» уже состоялся. Комитет в конце прошлой недели полностью поддержал правительственную поправку в закон о налоге на имущество, но отстоял свою ставку налога с продаж. Поправка касалась «Газпрома» и его «дочек». Правительство полагает, что налог на имущество должен платить не «Газпром» в федеральную казну, а каждое его дочернее предприятие в бюджет того региона, в котором работает. Комитет с этим согласен и рекомендует Думе одобрить поправку во втором чтении.

Глава Налогового кодекса «О налоге с продаж» тоже рекомендована к принятию во втором чтении. Но думцы установили предельную ставку налога в 4%, хотя правительство добивалось 5%. Замминистра финансов Михаил Моторин предупредил комитет, что при пятипроцентной ставке налог, полностью предназначенный для региональных бюджетов, даст 59 млрд руб. дохода. То есть при снижении ставки на один процент регионы лишатся 11 млрд руб. Глава бюджетного комитета Александр Жуков предложил компенсировать эту потерю регионов за счет земельного налога. Сейчас треть доходов (9 млрд руб.) по этому налогу уходит в федеральную казну. Г-н Жуков полагает, что федеральное правительство должно отказаться от своей доли земельного налога.

Комитет счел идею г-на Жукова разумной и утвердил пониженную ставку налога с продаж, тем более что платить его обязаны не предприниматели, а «простые потребители». Налогом, согласно проекту, облагаются «операции с физическими лицами», они-то и оплачивают товар (услугу, работу) наличными или по банковским карточкам.

Виктор ХАМРАЕВ