Время новостей
     N°24, 13 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.02.2006
"Асфальт укладывать, а не в асфальт закатывать"
Премьер хочет вывести бизнес из-под государственной машины
Премьер Михаил Фрадков задал кабинету министров рубеж, когда тому придется ответить за все. «Ясность должна наступить в 2006 году. В 2007 году -- полная ясность! Потому что в 2008 году на выборах нас уже будут спрашивать избиратели», -- обратился он к своим подчиненным, принявшим в минувшую пятницу участие в заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. На глазах у несколько изумленных бизнесменов глава правительства выслушивал ответственных членов кабинета на тему "совершенствование корпоративного законодательства на период до 2008 года».

«В течение двух лет нужно все привести в порядок», -- заявил г-н Фрадков. «Кто отвечает за то, чтобы к концу 2007 года, не случайно это говорю, все было реализовано?! Мне нужно, чтобы я видел! Чтобы общество видело, что дала приватизация», -- требовал премьер. Похоже, на мучительный вопрос «кто?» г-н Фрадков знал ответ, но не хотел его слышать. И подсказка одного из присутствовавших бизнесменов, Юрия Шафранника, -- «надо, чтобы МЭРТ координировало» -- еще больше распалила премьера. «МЭРТ хороводит... А может быть, Вьюгин (глава Федеральной службы по финансовым рынкам. --Ред.)? Или, может быть, Кудрин (глава Минфина) прав, который сказал тут, что с политикой правительства вообще не согласен», -- размышлял вслух г-н Фрадков.

Премьер, несмотря на явное недовольство исполнительской дисциплиной своих подчиненных и их демонстративным негативным отношением к нему самому, решил, напротив, показать, что он-то нацелен на конструктив. На результат во имя государственных целей, отбросив мелкие междоусобные войны.

По существу вопроса докладывал глава МЭРТ Герман Греф. Он заявил, что в совершенствовании законодательства, касающегося корпоративного управления, главное -- разрешение споров. По его словам, чем больше дорожает собственность, тем изощреннее становятся способы ее отъема. На незаконном отборе некоторые делают миллиардные состояния. «Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, они у нас находятся на высших местах в рейтинге журнала «Форбс»», -- сокрушался г-н Греф. По его информации, только в Москве силовых захватов бизнеса в 2003 году было 151, в 2004-м -- 177, в прошлом, 2005-м -- 117.

Одним из существенных пунктов улучшения защиты прав собственности г-н Греф назвал «исключение корпоративных споров из подведомственности судов общей юрисдикции и отнесение их только к арбитражу». «Мы довели независимость наших судов до того, что судьи у нас стали вне критики, -- негодовал главный экономист. -- Я сам пишу письма в суды. У акционеров отбирается многомиллиардная собственность, люди оказываются на улице, а судьи прикрываются мантиями». Яркая разоблачительная речь, однако, особого ажиотажа в среде предпринимателей не вызвала. После заседания совета некоторые из них в кулуарах заметили, что точно знают, в какой суд по поводу отъема собственности г-н Греф не писал -- в Басманный по поводу дела ЮКОСа.

«Нужно не ограничиваться декларированием, -- жестко заметил премьер, выслушав г-на Грефа, -- не совершенствуя при этом институтов. Я не хочу, чтобы идея (МЭРТ. -- Ред.) легла на полку Центра стратегических разработок и пополнила там массив». Он потребовал результатов и строгого контроля над формированием и реализацией корпоративного законодательства. «Делать это надо, или каждый попадет под каток в свое время», -- предупредил г-н Фрадков. И добавил: «Иначе вся жизнь пройдет в ожидании момента, когда я встроюсь в государственную машину и не попаду под нее первым. Эта машина имеет право на существование. Но государственная машина должна асфальт укладывать, а не в асфальт закатывать». Бизнесмены смахнули скупую предпринимательскую слезу, возможно, вспомнив ЮКОС. А представители СМИ зачли несколько предвыборных очков премьеру как лидеру «антиукладочной партии».

Подводя итог, г-ну Фрадкову ничего не оставалось, как сказать, что координатором по теме будет все-таки МЭРТ и лично Герман Греф. Который, по мысли премьера, и ответит за все. К концу 2007 года.

Вера КУЗНЕЦОВА