Время новостей
     N°23, 10 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2006
Дорогой сибирский воздух
На пути в ВТО России необходимо решить вопрос о «пролетных» деньгах
Вопрос об отмене или сохранении платежей за беспосадочный пролет над Сибирью продолжает омрачать отношения России с Европейским союзом на самом высоком уровне. В середине января Европарламент специальным решением призвал Еврокомиссию не подписывать соглашение о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) до тех пор, пока страна не откажется от взимания «транссибирского роялти» с европейских авиакомпаний. Они также потребовали, чтобы соглашение об авиационном сообщении между ЕС и Россией было заключено лишь после "незамедлительного и полного отказа от платы за пролет" с российской стороны. Впрочем, особо призывать Еврокомиссию ко всему этому и не требуется, поскольку высший исполнительный орган ЕС полностью разделяет негативное отношение парламентариев к «транссибирскому роялти».

Система «роялти», официально именуемых компенсационными выплатами за пролет по транссибирским маршрутам, сформировалась в 80-е годы, когда СССР разрешил западным авиакомпаниям пролетать над своей территорией без посадки по кратчайшему маршруту из Европы в Азию. Первое подобное соглашение было подписано в 1983 году, причем не с европейской, а с азиатской авиакомпанией -- японской JAL. Получателем платежей за право пролета был тогда «Аэрофлот». Крупнейшая авиакомпания России сохранила эту привилегию и в новых экономических условиях, после распада Советского Союза.

14 марта 2005 года Еврокомиссия направила парламенту и Совету ЕС коммюнике, озаглавленное «Рамки развития связей с Российской Федерацией в сфере воздушного транспорта». В этом документе говорится: «Тема пролета над Сибирью имеет большое значение для европейских авиаперевозчиков, поскольку она влияет на сообщение между Европой и растущими и привлекательными рынками Дальнего Востока, в частности Китая. Эти трудности уже подвергали опасности возможность конструктивного сотрудничества и прогресса в таких важных, представляющих взаимный интерес сферах, как надежность и безопасность авиации». И далее собственно о «роялти»: «Эти платежи, которые Россия заставляет включать в двусторонние договоры с государствами -- членами ЕС через принудительные коммерческие соглашения между авиакомпаниями ЕС и «Аэрофлотом», представляют собой неприемлемую плату за транзит, противоречат общемировой практике и рассматриваются как несовместимые с международным законодательством, включая статью 15 Чикагской конвенции 1944 года».

По приблизительным оценкам, в 2003 году (более свежих данных Еврокомиссия не распространила) европейские авиакомпании заплатили в общем 250 млн евро «пролетных».

Российские власти готовы приступить к изменению существующей системы платежей, но не раньше 2013 года. Европейские авиакомпании и защищающие их интересы официальные структуры ЕС настаивают на скорейшей и полной отмене «роялти», увязывая эту проблему с желанием России вступить в ВТО в этом году. Компромиссного решения по этому вопросу сторонам найти пока не удается.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз