Время новостей
     N°21, 08 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2006
Поехали
Государство нашло способ не продавать КамАЗ
«Кризисный менеджер», как определил на днях Владимир Путин роль госпредприятия «Рособоронэкспорт» по отношению к «АвтоВАЗу», заинтересовался другим флагманом российского автопрома. По сообщению Интерфакса, ФГУП «Рособоронэкспорт» предложил «Росимуществу» передать ему в хозяйственное ведение находящиеся в государственной собственности 34,01% акций ОАО «КамАЗ».

Ранее представители «Рособоронэкспорта» неофициально говорили о своем интересе к этому пакету, однако пока он значится в плане приватизации на этот год. Право хозяйственного ведения позволяет решить эту проблему: госпредприятие получит контроль над акциями, а приватизация, по-видимому, не понадобится. Режим права хозведения предоставит «Рособоронэкспорту» возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним «Росимуществом», которое пока является собственником госпакета КамАЗа. Учитывая структуру капитала компании (более 17% принадлежит Внешторгбанку, более 11% контролирует правительство Татарстана, остальное -- на рынке), можно сказать, что дальнейшая судьба КамАЗа достаточно очевидна.

«Конечно, это возможно, -- сказал Владимир Путин на днях на пресс-конференции, отвечая на вопрос о перспективах создания холдинга на базе «АвтоВАЗа», КамАЗа и ГАЗа. -- Но это должны определить собственники этих компаний при поддержке государства. Если все участники этого процесса придут к выводу о том, что такое объединение может помочь развитию российской автомобильной промышленности, мы, конечно, такие решения поддержим. Но не будем навязывать никаких решений».

Вместе с тем, если у автозаводов собственниками окажутся одни и те же лица, да еще государственного происхождения, то никому ничего навязывать и не придется. Судя по всему, так же решили вчера инвесторы: акции КамАЗа рванули вверх. В РТС рост составил 7,9%, на ММВБ -- 19%.

Передавая пакет в управление ФГУП, государство может быть уверено в лояльности политики нового управляющего. И можно предположить, что направлена она будет на создание крупной промышленной корпорации на базе российских автозаводов, о чем недавно говорил глава «Роспрома» Борис Алешин. Он предложил вариант формирования крупного российского автомобильного холдинга на базе «АвтоВАЗа», ГАЗа и КамАЗа. Впрочем, как раз КамАЗ не проявил энтузиазма в отношении этой идеи, полагая, что компании, которые предлагается объединить, разные, в том числе по бизнес-идеологии, и каждая должна самостоятельно реализовывать свою стратегию.

Но у объединительных планов есть и другая сторона. Идею слияния автозаводов не поддержал министр экономического развития Герман Греф: он мечтал разместить госпакет на рынке через процедуру IPO. По этому поводу глава МЭРТ даже поспорил с главой Федеральной службы по финансовым рынкам Олегом Вьюгиным. Г-н Греф настаивал на IPO в Лондоне, а г-н Вьюгин -- в России.

Вчера же идея создания государственного автомобильного холдинга на базе «АвтоВАЗа», ГАЗа и КамАЗа обсуждалась в Минпромэнерго на совещании по результатам работы российского автопрома в 2005 году. «Государство не собирается принимать за компании решения о выборе стратегии развития. Мы не будем требовать от них объединения. Это решение самих хозяйствующих субъектов, -- заявил, по сообщению пресс-службы министерства, заместитель министра Андрей Реус. -- Только сами компании могут выступать с подобными предложениями, если посчитают эти меры эффективными. Если государство начнет манипулировать бизнесом, вмешиваясь непосредственно в хозяйствующую практику, это приведет к плачевным результатам». Г-н Реус пообещал следовать принципам принятой в 2002 году Концепции развития отечественной автомобильной промышленности, предполагающей свободное развитие отрасли, и соответствующему плану мероприятий по развитию автопрома. Впрочем, чиновник предложил внести коррективы, которые «за счет использования инструментов государственного регулирования помогут компаниям решить задачи экономического роста и продвижения на рынке, а также ускорят реализацию принятых решений».

Впрочем, если «Рособоронэкспорт» получит в управление госпакет КамАЗа и, соответственно, возможность влиять на его стратегию, то можно быть уверенными, что «решения о выборе стратегии развития» завода будут отвечать интересам самого «Рособоронэкспорта», которые вполне соотносятся с идеей г-на Алешина о создании холдинга. А поскольку курировать подготовку предложений по развитию отрасли замминистра поручил г-ну Алешину, результаты вполне можно предугадать.

Анна ЛАНДЕР