Время новостей
     N°19, 06 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2006
Ешь и смотри
Подведены итоги очередного рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода
Я понимаю, что лишь аборигенам (да и то не всем) интересно узнать, какая постройка в их родном городе признана какими-то там экспертами лучшей в истекшем году. И понимаю, что не дело общенациональной газеты отслеживать эту профессионально-региональную ярмарку тщеславия. И что все это выглядит кумовщиной (в экспертный совет рейтинга входил обозреватель «Времени новостей» Сергей Хачатуров). Но...

Изо всех российских городов только Нижний Новгород может похвастаться наличием собственной архитектурной школы. Именно школы, поскольку ее представители законно считают себя автономными единицами и не соглашаются на понятие «стиль». И по формальным качествам нововозведенные нижегородские здания с того времени, как Горьковгражданпроект в 1986 году возглавил покойный ныне Александр Харитонов, не встраиваются в единую систему и не проходят по номинации «стиль». Но несут некое клеймо, позволяющее определить -- «нижегородская школа». Этакий купеческий модернизм, где даже самые свежие находки отдают волжским посконьем, а из хайтековского здания банка проглядывают усы Михалкова-Паратова. И Никита Сергеевич вместе с Сергеем Сергеевичем дышат с зеркального фасада игривостью песни про «мохнатого шмеля». Но после благополучной кончины узорчатого «лужковского стиля» с его нелепыми башенками и балясинками другого законченного архитектурного феномена в России на сегодня нет.

А архитектура очень волнующая вещь. Для того чтобы познакомиться с шедеврами современной визуальной культуры вроде картины в технике «холст, масло» или вялотекущего перформанса, надо зайти в музей или галерею. Это и физическое усилие, и личный выбор, и даже целое целеполагание с интенциональностью вкупе. А на здание ты обречен -- оно зрительно сваливается на тебя, когда идешь на работу или, наоборот, возвращаешься домой, если хоть как-то продрал глаза. От построек не убежишь, если не прокладывать тропок по непуганым полям. Потому на окрестные дома следует обращать народный взор. И эта оптическая операция удалась именно в Нижнем Новгороде. Вероятно, во многом благодаря наличию пресловутой «школы» -- не было бы рейтинга, если бы не было из чего выбирать.

Однако процесс следовало придумать. Что и сделали Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства и журналист Марина Игнатушко, учившаяся в свое время в Нижегородском архитектурно-строительном университете и понимающая разницу между ризалитом и хризолитом. С 1997 года проводится в Нижнем этот самый рейтинг архитектуры -- с выставкой фотоснимков лучших зданий и презентацией итогов в форме коллективного поедания тортов, испеченных в виде домов-победителей. Символическая акция в силу своих кулинарных достоинств привлекает кучу народа, вынужденного по ходу дела осматривать выставку и задумываться об эстетических параметрах градостроительства.

В итоге «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» является одним из самых удачных и остроумных кураторских проектов, которому к тому же исполнилось пять лет. Дело тут даже не в архитектуре, а в проективности мышления организаторов акции. Потому о ней и пишу.

В этом году в конкурсе победили жилой дом «Жираф» изготовления мастерской Пестова и Попова и пристройка к Сбербанку на Октябрьской мастерской Виктора Быкова. Но это уже мелочи. Будете в Нижнем -- посмотрите, здания неплохие. Но лучше просто оглянуться вокруг у собственного подъезда, чему и учит «Рейтинг».

Федор РОМЕР