Время новостей
     N°172, 20 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.09.2001
Не дышите, на борту террорист
Пережитая на прошлой неделе трагедия заставляет Америку заняться укреплением внутренней безопасности. Сегодня в комитете по транспорту конгресса США открываются слушания по проблемам борьбы с угонами воздушных судов. По сведениям The Newsweek, результатом этой работы может стать выдвижение уже на этой неделе законопроекта о реорганизации аэропортовых служб безопасности с переводом их в федеральное подчинение.

Беспрецедентное использование террористами пассажирских самолетов в качестве летающих бомб изменило имевшиеся представления о безопасности в гражданской авиации. Ранее считалось, что для сохранения жизни пассажиров требованиям террористов надо уступать. Отныне же никто не сможет исключить того, что желающие смерти террористы стремятся лишь к тому, чтобы унести с собой на тот свет максимально возможное число невинных людей. Масштаб деятельности камикадзе XXI века превосходит все мыслимые ожидания. Хотя поступившие в часы паники сообщения о 12 или даже 14 захваченных лайнерах оказались ложными, ФБР предполагает, что утром 11 сентября ближневосточные смертники находились на борту еще двух заправленных большим количеством топлива лайнеров American Airlines, вылетевших из Ньюарка в Лос-Анджелес и Сан-Антонио. После первых взрывов в Нью-Йорке оба самолета немедленно приземлились по приказу диспетчеров.

Как же защитить самолет и пассажиров от безумцев? Простейшие меры, не требующие больших затрат, -- это вооружение пилотов, запрет держать в полете дверь в кабину открытой и сокращение размера (вплоть до запрета) ручной клади, в которой злоумышленник может принести на борт опасный предмет. Управление транспорта Канады уже распорядилось запирать дверь в кабину пилота сразу после закрытия двери самолета и открывать ее лишь после посадки. Специалисты по безопасности обсуждают самые разные идеи -- от предложения одного бортпроводника держать при взлете под рукой кофеварку с горячим содержимым для защиты от угонщиков вплоть до установки в пилотских кабинах замков с идентификацией по отпечаткам пальцев и систем автоматической посадки захваченных самолетов на ближайший аэродром. Есть и совсем уж экстравагантное предложение: система управляемой разгерметизации салона в случае атаки террористов. Пилот в изолированной кабине нажимает кнопку, давление в салоне резко падает, пассажиры, в том числе и террористы, волей-неволей хватают кислородные маски и оказываются тем самым прикованы к месту -- маску-то с собой не унесешь.

Уже в недалеком будущем на американских самолетах появятся бронированные двери пилотских кабин и вооруженные охранники. Сейчас таких охранников лишь пара десятков на международных рейсах, но скоро их будут сотни и, возможно, тысячи, летать же они будут на всех внутренних рейсах. Фирма TTF уже готова к производству новых дверей стоимостью 10 тыс. долларов -- они непробиваемы для пуль и осколков гранаты, выдерживают удары топором. На днях фирма Boeing показала сенатору Патти Мюррэй (она возглавляет комитет по транспорту) защитный экран кабины, сделанный из кевлара -- синтетического материала, используемого в пуленепробиваемых жилетах.

От госпожи Мюррэй ждут денег, и немалых, -- и охранников, и новые двери, и новую систему охраны на земле придется оплачивать государству. Напомним, что в 1973 году задача досмотра пассажиров в США была возложена на авиакомпании. Считалось, они будут столь же заинтересованы в контроле за безопасностью, как и в качественном обслуживании своих самолетов. Однако в итоге контракты достались тем охранным фирмам, которые просили меньше всего денег и брали на работу кого попало -- людей без образования, мотивации и даже без американского гражданства. Среди работников аэропортовых служб внезапно нашлось очень много работников-иммигрантов, чье прошлое невозможно проверить. Их можно уволить, наплевав на «политкорректность», но лишь государство сможет оплатить услуги настоящих профессионалов -- после терактов авиакомпании терпят огромные убытки, и многим из них не выжить без финансовой помощи государства.

Александр ТИМОФЕЕВ