Время новостей
     N°14, 30 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2006
Александр Кузнецов: У нас есть глубокая мотивация
На прошлой неделе в России появилась новая и пока единственная на сегодня профессиональная велосипедная команда Tinkoff Restaurants. В нее входят 12 велогонщиков, в их числе и олимпийский чемпион афинских Игр Михаил Игнатьев, которые составляют костяк российской сборной по велоспорту. О новой команде, о том, какие задачи ставит она перед собой, корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ рассказал ее главный тренер Александр КУЗНЕЦОВ.

-- Александр Анатольевич, что отличает ваше новое детище от предыдущих проектов?

-- В СССР и России уже были попытки создать профессиональные велокоманды, но они просуществовали недолго. Отличие этого проекта заключается в том, что обычно виды спорта ищут спонсоров, чтобы вместе решать задачи спортивного совершенствования. В данном случае все произошло наоборот. Олег Тиньков, в прошлом велогонщик, подбирал команду и первым вышел с нами на контакт. Приятно удивило то, что мы сразу же нашли общий язык по многим ключевым вопросам, в частности, о необходимости одновременно развивать трековые и шоссейные дисциплины. Хотя в настоящее время у большинства специалистов сложилось мнение, что на высоком уровне трек и шоссе совмещать нельзя. Мы же считаем, что эти два направления взаимополезны.

Вместе с тем специфика сегодняшнего дня такова, что большинство основных соревнований на треке проводится в зимний период, когда шоссейники фактически отдыхают. Этапы Кубка мира проходят с ноября по февраль, чемпионат мира -- в марте или апреле. Поскольку новая велокоманда представляет собой стартовый состав российской сборной в четырех трековых видах программы, то не может быть и речи о том, чтобы спортсмены совершенствовались только на шоссе.

-- Кто из известных спортсменов входит в команду и каков ее потенциал?

-- В команде 12 молодых, но очень перспективных гонщиков. К 2008 году планируем, что количество возрастет до 18 человек. Если говорить об их потенциале, то в индивидуальной гонке преследования ведущую позицию сохраняет Александр Серов. В непосредственной близости от него находится Михаил Игнатьев. Прибавили в этом сезоне Николай Трусов и бронзовый призер юниорского чемпионата мира-2005 Иван Ровный. В гонке по очкам лучшим в России является Игнатьев.

Если же касаться планов на шоссе, то в команде есть три спортсмена -- Павел Брутт, который хорошо чувствует себя в горах, Игнатьев и Ровный. Главным тестом для большинства шоссейных гонок, таких как «Тур де Франс», «Джиро Д'Италия», «Тур Испании», является именно горная подготовка, поэтому так много уделяется внимания характеристикам гонщика в горах. Понятно, что шоссейные гонки всегда более притягательны для спортсмена, поскольку там речь идет о больших деньгах. Трек же в сравнении с ними находится в абсолютно другой финансовой плоскости. Но я считаю, что кроме желания заработать для наших спортсменов характерно и стремление завоевать олимпийские медали. Мотивация есть. И мотивация глубокая.

-- Какие суммы ваши партнеры выделяют на команду?

-- Три миллиона долларов на три года. К 2008 году планируется, что бюджет команды возрастет в пять раз. 2006--2007 годы станут периодом набора прочности, опыта и участия в большом количестве соревнований. Затем в 2008-м -- выход на новую орбиту.

В велоспорте существует три уровня команд велопрофи. Первый, на котором мы сейчас стоим, подразумевает создание континентальных профессиональных команд, действующих под эгидой национальных федераций. Второй -- те же команды, но под эгидой Международной федерации велоспорта. И третий -- уровень ПРО, то есть профессиональный.

-- Без создания таких команд российский велоспорт сможет существовать?

-- Сегодня существует дефицит организации и управления во всем спортивном движении в нашей стране. Есть определенная размытость власти. Федеральное агентство по спорту, Олимпийский комитет, федерации, и получается, что у семи нянек дитя без глаза. ОКР и Госкомспорт все переподчинили федерациям, а те работают фактически бесконтрольно. В деятельности нашей федерации я не вижу ни стратегии, ни тактики развития отечественного велоспорта. И это беспокоит меня. А посему я сделал для себя вывод, что не стоит сетовать и ругать кого-то, а нужно засучить рукава и делать дело.

-- Почему, на ваш взгляд, два других аналогичных проекта потерпели фиаско?

-- Причины были разные. Первой профессиональной велокомандой в СССР была «Рослотто». Она состояла наполовину из советских и зарубежных гонщиков. На начальной стадии команда имела приличный бюджет. Но с финишем СССР финансирование оборвалось, и команды не стало. В российском спорте появилась «Итера». Команда перспективная, мы ее создавали, но просуществовала она полтора года. Назову только две фамилии -- лидером в горах был Владимир Карпец, среди спринтеров Алексей Марков. В «Итере» начинали Игнатьев, Трусов, Брутт. Проект был очень интересным, тем более что Игорь Макаров -- глава компании -- в прошлом также велосипедист. На мой взгляд, для прекращения этого проекта немало сделало руководство федерации. Чиновники мечтали организовать другую команду совместно с бельгийцами, на их базе. Но, судя по всему, взгляды разошлись.

-- А, кстати, где будет базироваться команда Tinkoff?

-- В Питере. Надеюсь, что скоро будет закончено строительство велотрека, где мы сможем тренироваться. Но у нас есть и база в Испании -- в Тартосе. Это место между Валенсией и Барселоной. Прекрасные погодные условия, много трасс, что удобно для передвижения по европейским гонкам.

Проблема в том, что календарь российских соревнований просто убогий, что на треке, что на шоссе. И мы вынуждены больше ориентироваться на международный или находить заменители соревнованиям в тренировочном процессе. Хотя это менее эффективно, но другого пути нет. Гонок в России не только недостаточно, ахиллесовой пятой уже долгие годы является неспособность федерации создать календарь, который бы позволил и трековикам, и шоссейникам работать в совместном режиме.

-- Когда питерский велотрек вступит в строй?

-- Сейчас для завершения строительства нам не хватает 6 млн долл. Два миллиона из этой суммы необходимы на велотрек, четыре -- на реабилитационный центр, где будут созданы все условия для тренировок и восстановления спортсменов.

К сожалению, ни одна из спортивных организаций не смогла подключиться к этой работе: ни Федеральное агентство, которое сослалось на то, что бюджетные деньги нельзя вкладывать в частное строительство, ни ОКР, хотя определенные договоренности и были, ни федерация, которая просто не проявила никакого интереса к этому объекту. А между тем подобного велотрека в России нет. В «Крылатском» длина 333 м, а чемпионаты мира и Олимпиады проводятся на 250-метровом треке, что мы и строим.