Время новостей
     N°14, 30 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2006
Цена допроса
Европейский суд обязал выплатить четверть миллиона евро жертве милицейского произвола
250 тыс. евро обязал выплатить Россию Европейский суд по правам человека бывшему сотруднику нижегородского ГИБДД Алексею Михееву, пострадавшему от милицейского произвола. Бывший инспектор ГИБДД, незаконно обвинявшийся в изнасиловании и убийстве, сумел доказать, что милиционеры выбивали из него показания, пытая электрошоком. Это дело можно считать прецедентным, поскольку никогда еще Европейский суд не присуждал российским гражданам таких больших сумм компенсации за понесенные по вине чиновников страдания. Российское правительство, в свою очередь, настаивало на отказе в удовлетворении жалобы, поскольку, по его мнению, у нас стране существует эффективная система защиты от произвола властей, а г-н Михеев ее проигнорировал.

Коллегия Европейского суда (ЕСПЧ) в минувший четверг единогласно признала, что в отношении Алексея Михеева имело место нарушение запрета на применение пыток и бесчеловечное обращение. Кроме того, суд признал, что российские власти в данном случае нарушили право обвиняемого на эффективные средства правовой защиты перед государственными органами.

Бывшему инспектору ГИБДД Нижегородской области Алексею Михееву сейчас 29 лет, он инвалид первой группы. Инвалидом он стал в результате печальных событий, произошедших с ним в 1998 году. 8 сентября Алексей вместе с другом предложил двум девушкам из Богородска покататься вместе на машине. Когда компания приехала в Нижний Новгород, друг Михеева вышел вместе с одной из девушек. Другой девушке, Маше Савельевой, Алексей предложил пойти к нему в гости, но она отказалась и вышла на остановке. С тех пор о девушке не было никаких сведений, ее родственники забили тревогу, а подруга назвала номер машины, на которой их катали в день исчезновения. Мария была объявлена в розыск, а Алексей Михеев вызван на допрос в Богородский РУВД. Там, по данным сотрудников Нижегородской региональной общественной организации «Комитет против пыток», были «состряпаны» рапорты о том, что Михеева якобы задержали на вокзале в нетрезвом виде за мелкое хулиганство, за что он получил пять суток ареста. В квартире, на даче, в гараже и машине молодого человека был проведен обыск, и ему было предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия, якобы обнаруженного в его машине.

Затем г-н Михеев был доставлен в ОВД Ленинского района Нижнего Новгорода, где его обвинили в похищении, изнасиловании и убийстве Савельевой и стали требовать подписать признание. Друг Михеева, который также был арестован, сознался, что видел, как инспектор насиловал и убивал девушку, и даже указал место, где они якобы спрятали тело. 19 сентября начался допрос Алексея в Ленинском РОВД, на котором присутствовал начальник местного угрозыска, замначальника РОВД, зампрокурора Нижегородской области, прокурор Богородска и несколько сотрудников РОВД. Чтобы добиться подтверждения показаний, данных его другом, Михеева стали пытать. Двое милиционеров привязали его к стулу, подсоединили к его ушам провода и стали пропускать через них электрический ток. При этом пригрозили, что станут его жестоко избивать, а потом присоединят электрошок к гениталиям. А один из милиционеров объяснил, что из-за электрического тока язык западет в горло и достать его оттуда можно будет только путем медицинского вмешательства.

На несколько минут Алексей остался один в комнате. Осознав, что больше не вынесет пыток, он решил покончить с собой и выбросился из окна второго этажа здания РОВД. Он упал на припаркованный во дворе милицейский мотоцикл и сломал позвоночник. Врачи, констатировав телесные повреждения, полученные в результате падения, включая перелом позвоночника и нарушение опорно-двигательной системы, по каким-то причинам отказались зафиксировать следы от ожогов, полученных в результате применения электрошока. В тот же день, 19 сентября, когда Алексей выбросился из окна, считавшаяся убитой девушка благополучно вернулась домой -- оказалось, все это время она была в гостях у своих знакомых. Г-н Михеев перенес несколько операций на позвоночнике, но так и остался инвалидом.

В конце сентября 1998 года прокуратура Ленинского района Нижнего Новгорода возбудила уголовное дело по факту падения Михеева из окна РОВД. Однако все участвовавшие в его допросе милиционеры отрицали, что к обвиняемому применялись пытки. Не подтвердила это и судмедэкспертиза. Таким образом, в действиях милиционеров не было найдено ничего противозаконного, и в декабре 1998 года дело было закрыто. В январе следующего года по распоряжению областной прокуратуры следствие возобновили, направив его в ту же районную инстанцию. Через месяц дело прекратили по тем же самым основаниям. И так продолжалось вплоть до апреля 2005 года -- дело то возбуждали, то прекращали. Наконец, прокуратура сумела предъявить обвинение двум сотрудникам РОВД -- Игорю Сомову и Николаю Костерину, участвовавшим в допросе Михеева. Суд Ленинского района в ноябре прошлого года признал обоих виновными в превышении должностных полномочий, и они получили по четыре года лишения свободы. Свое расследование проводили и правозащитники из нижегородского «Комитета против пыток». Они собрали доказательства того, что Михеева действительно пытали, и в 2001 году направили жалобу в Европейский суд по правам человека.

В Страсбурге правозащитники утверждали, что власти скрывают огромное количество фактов милицейского произвола, а расследование подобных дел в стране происходит крайне неэффективно. Уполномоченный правительства России при ЕСПЧ Павел Лаптев, в свою очередь, просил суд отказать правозащитникам в участии в деле. Он мотивировал это тем, что все их заявления носят абстрактный характер, тогда как на самом деле российские законы и судебная практика доказывают обратное.

Г-н Лаптев заявил, что запрет на применение пыток и бесчеловечное обращение закреплен в российской Конституции, то же самое гарантирует и ст. 9 УПК (никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию и пыткам). Уполномоченный отметил, что УК РФ предусматривает наказание за такие преступления, как истязание, превышение должностных полномочий и принуждение к даче показаний. Кроме того, ст. 1070 Гражданского кодекса предусматривает выплату компенсации за незаконное привлечение к уголовной ответственности и арест. В подтверждение своих слов г-н Лаптев привел несколько цифр. Так, в 2003--2004 годах прокуратура зафиксировала 684 факта нарушений закона со стороны правоохранительных органов, в результате чего 350 чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности. В период с 2000 по 2004 год было возбуждено пять уголовных дел по фактам пыток, и четверо сотрудников правоохранительных органов предстали перед судом. За тот же период было возбуждено свыше 42 дела по фактам принуждения к даче показаний, 25 из них переданы в суд. Свыше 3 тыс. уголовных дел возбуждалось по фактам превышения должностных полномочий, и более 4 тыс. чиновников было привлечено к уголовной ответственности.

Уполномоченный просил суд отказать Алексею Михееву в удовлетворении его жалобы, мотивируя это тем, что заявитель не использовал внутренний механизм решения данного конфликта и не обращался в российские судебные инстанции за восстановлением своих прав. Однако ЕСПЧ встал на сторону заявителя, тем более что правительство РФ отказалось предоставить суду материалы уголовного дела по факту применения пыток. Г-н Лаптев при этом ссылался на то, что следствие по делу нижегородских милиционеров все еще продолжается и поэтому согласно УПК его материалы разглашению не подлежат.

В решении ЕСПЧ отмечается, что суд в отсутствие материалов следствия вынужден оперировать только доводами, изложенными заявителем и его представителями, а также приговором Ленинского райсуда Нижнего Новгорода. В результате коллегия из семи судей единогласно признала Россию виновной в нарушении запрета на применение пыток, а также права г-на Михеева на эффективную судебную защиту и обязала выплатить ему в качестве возмещения материального и морального вреда 250 тыс. евро. Эти деньги Алексей Михеев планирует потратить на восстановление своего здоровья.

Григорий КОТОВ, Нижний Новгород,