Время новостей
     N°13, 27 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2006
Обещанного три года ждут
Срок создания топливно-энергетической биржи перенесен на 2007 год
Российские чиновники не теряют надежды создать в России биржу нефти и нефтепродуктов. Как сообщил вчера Интерфакс со ссылкой на имеющиеся в его распоряжении документы, министерства разработали и согласовали проект плана мероприятий по организации в России топливно-энергетической биржи, который уже направлен в правительство. Эти инициативы обсуждаются не первый год, однако по-прежнему очень далеки от реализации. Согласно последним проектам, которые рассматривают отечественные министерства, биржа может заработать не ранее конца 2007 года, хотя еще минувшей осенью замминистра экономразвития Кирилл Андросов заявлял, что площадка начнет функционировать уже в 2006 году. Но, как сообщил «Времени новостей» чиновник, знакомый с обсуждением организации биржи, проект по-прежнему находится в «зачаточном состоянии».

В документах, отправленных в правительство, говорится, что к концу III квартала 2007 года должны быть запущены торги с условием немедленной поставки товара, а к концу IV квартала -- торги фьючерсными контрактами. Биржевой товар в документе однозначно не зафиксирован, выбор стартового объекта торговли должен состояться во II квартале 2006 года. К числу потенциальных объектов биржевой торговли чиновники относят нефть, нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизтопливо, топочный мазут), а также газ и уголь. Однако, как отмечает собеседник «Времени новостей», «пока ничего не готово, ничего не произошло и технического исполнения проекта не сформировано».

Идея создания биржи обсуждается как минимум в течение последних пяти лет. В том числе в качестве меры, которая позволила бы бороться с постоянно растущими ценами на нефтепродукты внутри страны. В начале 2003 года бывшее Министерство антимонопольной политики заявляло, что подготовило и внесло в правительство концепцию формирования биржевого рынка нефти и нефтепродуктов. Тогда чиновники отмечали, что создание подобной системы необходимо, поскольку нефтекомпании «в силу доминирующего положения на целом ряде сегментов рынка имеют возможность не только формировать цены по цепочке добыча--переработка--оптовая продажа, но и влиять на уровень розничной цены». Стоит отметить, что с тех пор ситуация практически не изменилась. В министерствах регулярно обсуждают тему биржи, но, признавая неоспоримые преимущества этой идеи, видимо, так и не могут решить, как реализовать проект на практике. К примеру, на совещании в «Росэнерго» в апреле прошлого года профильные министерства -- Минпромэнерго, МЭРТ, Минфин, Минсельхоз, «Россельхоз», служба по тарифам и антимонопольная служба -- в очередной раз приняли решение «разработать концепцию создания биржи».

В прошлом декабре замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин снова пообещал, что документы по созданию площадки могут быть представлены на рассмотрение в правительство до конца 2005 года. «Сейчас они обсуждаются с Минэкономразвития. Первый документ посвящен организации биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, а второй -- содействию этой системе органами госрезерва (ранее чиновники не исключали применения интервенций из госзапасов, чтобы снижать цены. -- Ред.)». По словам г-на Голомолзина, обсуждается ряд стимулирующих мер, чтобы заинтересовать компании для участия в торгах, «в частности посредством снижения акцизных ставок для тех, кто продает нефтепродукты на внутреннем рынке».

Стимулирующие меры действительно необходимы для того, чтобы проект был реализован. Ведь в последние годы в стране периодически возникало несколько локальных бирж, создание которых было частной, а не государственной инициативой. Однако ни одна из них не стала успешной -- основные потенциальные продавцы, т.е. крупные нефтяные компании, просто не хотят участвовать в торгах, предпочитая использовать сложившийся механизм реализации своего сырья и продуктов переработки.

«На сегодняшний день у каждой нефтяной компании существуют сформированный канал, политика сбыта, свои дилеры, -- говорил в прошлом году г-н Андросов. -- Система сложившаяся, она достаточно эффективна, и немногие захотят от нее отказываться, пока не поверят в то, что маржинальная доходность биржевой торговли будет выше, чем то, что есть сегодня». В документах о создании биржи по этому поводу говорится, что необходимо законодательно регламентировать участие в торгах российских нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, использование систем магистральных нефтепроводов для доставки товара, а также создать систему гарантий. В частности, как ранее сообщалось, в первую очередь на биржу будет выведена нефть государственных компаний, что позволит обеспечить реальным товаром фьючерсные сделки, где базисным активом будет являться новый стандарт российской нефти. «Если запускать биржевые механизмы, то их нужно запускать на новые качественные характеристики российской экспортной смеси. Это может быть Urals, это может быть любой другой стандарт, но если серы станет меньше, то эта нефть станет дороже, за нее будут платить больше», -- говорил г-н Андросов.

В середине прошлого года интерес к созданию биржи проявил председатель совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман: «Мы считаем, что создание прозрачного внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов будет способствовать активизации деятельности нефтяных компаний. Создание такого внутреннего рынка -- важная задача, которая поможет оптимизации прозрачности работы нефтяных компаний, в частности прозрачности их отчетности». Правда, из его коллег о бирже больше никто не говорил.

Денис РЕБРОВ