Время новостей
     N°171, 19 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2001
Цирюльник, крестьянин и граф
В Москве проходит фестиваль «Звезды мирового балета на сцене Большого театра»
Идея фестиваля принадлежит художественному руководителю балета Большого театра Борису Акимову. Он же созванивался и договаривался с солистами. Правда, на пресс-конференции г-н Акимов сказал, что репертуар не подгоняли под возможности артистов: «Это счастливое совпадение. В репертуарной афише стояли по два спектакля: «Дон Кихот», «Сильфида» и «Жизель». Эти балеты прекрасно «ложились» на индивидуальности приглашенных исполнителей».

Идея, бесспорно, блестящая, хотя и трудноосуществимая, ведь планы мировых балетных звезд расписаны на несколько лет вперед. Трудно ожидать, что все они смогут нарушить контрактные обязательства. Приехавшие солисты отметили, что их привлекает сама сцена Большого, обладающая особой магией для танцовщиков.

Сентябрь оказался плодотворным. Здесь, видимо, сыграли свою роль и контакты на личном уровне: двое из гастролеров -- Хосе Мануэль Карреньо и Йохан Кобборг -- в разное время учились у Акимова -- замечательного балетного педагога.

Кубинский танцовщик Хосе Мануэль Карреньо, исполнивший главную партию в «Дон Кихоте», работает сейчас в Нью-Йорке, в American Ballet Theatre. Ему выпало танцевать 12 сентября, сразу после трагических событий в Америке. Накануне упорно говорили об отмене спектакля. Хосе Мануэль Карреньо на сцену вышел, но казалось, умышленно решил не привносить в балет искрометный юмор и мощный темперамент, которыми славится его танец. Артист по праву считается одним из лучших исполнителей партии Базиля. «Я танцевал «Дон Кихота» в редакциях Алисии Алонсо, Михаила Барышникова и Рудольфа Нуриева, на разных сценах мира. Испанский цирюльник -- любимый мой образ, быть может, и потому, что во мне течет испанская кровь», -- признался Хосе Мануэль Карреньо.

Но его Базиль, хоть и исполненный четко, легко и грациозно, так и не стал центром спектакля.

Зато второй гость Большого театра -- датчанин Йохан Кобборг, ныне работающий в Королевском балете Великобритании, -- превратил «Сильфиду» из романтической сказки с налетом антикварной хореографической роскоши в темпераментный спектакль с шекспировскими страстями. Виртуоз бурнонвилевской школы Йохан Кобборг был безупречен в сложной технике мелких движений, высоких прыжках и мягких пируэтах. Метания молодого крестьянина, увлеченного девой воздуха, стали смыслом балета, затмив саму Сильфиду, которую отлично танцевала Марианна Рыжкина.

Вчера Йохан Кобборг и Владимир Малахов, танцующий сегодня в нескольких труппах: American Ballet Theatre, Венской Опере и Штутгардском балете, дали пресс-конференцию. Владимир сказал, что расценивает как подарок судьбы честь танцевать на сцене Большого театра, выступление на которой принесло ему победу на Международном конкурсе артистов балета в 1989 году. Нынешняя «Жизель» станет его первым выступлением в спектакле Большого театра.

Фестиваль «Звезды мирового балета на сцене Большого театра» продолжается. Сегодня второй раз в спектакле «Сильфида» выступит Йохан Кобборг, 21 и 23 сентября Владимир Малахов танцует в «Жизели». Его партнершей станет Светлана Лунькина.

Елена ФЕДОРЕНКО