Время новостей
     N°13, 27 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2006
Анатомия распада
России угрожают разные виды регионального сепаратизма
В ближайшее время Российская Федерация останется единым государством и федерацией. При том, что предпосылок, политических и экономических, для «отгораживания» субъектов этой федерации друг от друга предостаточно. Приблизительно так можно описать вывод, к которому пришли участники общественных слушаний «Модели регионального автономизма: итоги года укрепления вертикали власти».

По мнению генерального директора Института региональных проблем Максима Дианова, в течение ближайших 10--15 лет Россия сохранит свою территориальную целостность. По мнению аналитика, федеральные органы власти, в частности силовой блок, от региональных властей зависят мало. Правда, государство своей политикой инициирует региональный сепаратизм. Например, на Северном Кавказе федеральные власти, очевидно, «подкармливают» какой-нибудь из местных кланов, который, окрепнув, начинает шантажировать центр -- заявляет, что без него стабильности в регионе не будет. А жители и политические элиты Дальнего Востока и Восточной Сибири, по словам г-на Дианова, практически уверены, что федеральному центру они нужны исключительно в качестве сырьевого придатка.

Также разделение страны может спровоцировать, например, решение вопроса Курильских островов не в пользу России. При этом, считает Максим Дианов, такая мера, как укрупнение регионов, борьбе с сепаратизмом не поможет: «Укрупнение регионов приведет к еще большей унитаризации государства. Но, лишенное идеологической основы, оно не спасет от автономизма».

Коллегу поддержал директор Института города, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев: «Когда в 2000 году мы начинали исследовать эту проблему, выяснилось, что между регионами существуют «таможенные» барьеры. Ситуация до сих пор не изменилась -- Краснодарский край вводит дополнительные пошлины на товары из соседних регионов, в Оренбурге негласно, конечно, власть не разрешает брать займы в соседних субъектах».

Еще один член Общественной палаты, глава фонда «Политика» Вячеслав Никонов уверял присутствующих, что в и российской федеральной политике наблюдается процесс децентрализации, а Кремль стал больше доверять назначенным губернаторам: «Очевидно, что с лета 2005 года маятник качнулся в сторону децентрализации. Кремль больше доверяет новым назначенным губернаторам -- в бюджете на 2006 год некоторые регионы получат от федерального центра почти вдвое больше средств, чем раньше». По его словам, во времена президентства Бориса Ельцина под контроль губернаторов перешли многие федеральные органы власти. И тогда в стране образовались две вертикали власти: президентская и губернаторская. Владимир Путин, по мнению политолога, «обозначил обратный тренд, ввел институт полпредов», реформировал Совет Федерации и стал назначать губернаторов. Из двух вертикалей создалась одна, и это стало высшей точкой централизации на данном этапе. «Децентрализация -- это слово, которое мы будем слышать все чаще и чаще», -- добавил г-н Никонов. Он считает, что сегодня главные ее противники -- это, как ни странно, либералы в кабинете министров: МЭРТ и Минфин, которые еще не хотят доверять большие суммы некоторым губернаторам, уже заслужившим доверие Кремля.

При этом г-н Никонов отметил, что институт полпредов можно рассматривать как потенциально опасный: «При сильной центральной власти стране ничего не грозит, но при власти разваливающейся между семью полпредствами может возникнуть сепаратизм, и на месте России может образоваться несколько государств».

Руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин привел гипотезу, согласно которой в регионах, где местная власть популярнее федеральной, вполне могут созреть сепаратистские настроения. По данным социологических исследований, к регионам с таким отношением к власти относятся Хабаровская, Кемеровская, Московская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ и Москва. Также на руку сепаратистским настроениям может сыграть свойственная россиянам «пониженная миграционность». «От 20 до 40% россиян плохо относятся к приезжим из своих же, российских регионов, отгораживаются от соседей», -- сообщил г-н Задорин. Причем, по словам аналитика, это относится в первую очередь не к национальной, а трудовой миграции. Тем не менее в тех регионах, которые принято считать очагами сепаратизма, большинство жителей связывают свою жизнь именно с Россией. Например, в Калининграде только 5--8% жителей, по опросам, выражают желание отделиться от федерации.

Дарья ГУСЕВА