Время новостей
     N°171, 19 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2001
Дракон маневрирует
Китай еще не определился с поддержкой «возмездия»
По сообщениям гонконгской The South China Morning Post, в минувшее воскресенье китайские власти разослали в СМИ циркуляр с требованием нейтрального освещения терактов в США, запретив проклинать террористов, жалеть американцев или строить гипотезы о причастности Бен Ладена. По сведениям из официальных кругов, приоритет должен отдаваться китайским новостям, что полезно «для сохранения стабильности в стране». Создается впечатление, что Пекин еще не определил окончательную позицию. Скорее всего Китай воздержится при возможном голосовании в ООН, чтобы не дать втянуть себя слишком глубоко в события вокруг Афганистана.

Со времени трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне прошла уже целая неделя. Немедленного возмездия не произошло. Очевидно, масштабы его должны быть таковы, что действовать полностью самостоятельно американцы не решаются, предпочитая заручиться максимально возможной международной поддержкой. Вчера представитель МИД КНР Чжу Банцзао прояснил китайские условия такой поддержки. По его словам, Пекин выступает против любых форм терроризма и поддерживает борьбу с ним, однако «удары по террористам следует наносить при наличии убедительных доказательств, антитеррористические акции должны иметь определенные цели, в ходе их недопустимы жертвы среди мирного населения».

В обмен на поддержку Китай ждет от США отказа от «двойных стандартов» и встречной поддержки собственной борьбы с «терроризмом и сепаратизмом». На прямой вопрос об увязке солидарности с США с тайваньским вопросом Чжу Банцзао ответил: «Борьба с терроризмом -- это другая проблема. Тут мы не торгуемся». Однако добавил, что борьба со сторонниками независимости Тайваня соответствует «общим интересам» Вашингтона и Пекина.

В 1980-е годы Китай и США действовали в Афганистане вместе, щедро поддерживая борьбу моджахедов против советских войск. Безработица среди «воинов джихада», возникшая после ухода шурави, ударила по Китаю еще в начале 90-х, когда моджахеды попытались применить полученные боевые навыки для создания в Синьцзяне независимого государства «Восточный Туркестан». Умелое сочетание политики «кнута» и экономического «пряника» уменьшило накал уйгурского джихада, а события 11 сентября резко уменьшили ряды и без того немногочисленных западных сторонников уйгурской независимости.

Хотя в конце прошлой недели китайский МИД гневно опроверг сообщения западных СМИ о частых визитах пекинских дипломатов к талибам и об участии китайской фирмы в строительстве телефонной станции в Кабуле, Чжу Банцзао подтвердил факт контактов с талибами, обещавшими «не позволять сепаратистам использовать Синьцзян как базу против Китая». Грядущая акция в Афганистане угрожает Пекину нарушением хрупкого мира с талибами и новой вспышкой террора и насилия в Синьцзяне. Еще больше Китай опасается того, что контртеррористическая операция поможет американской армии закрепиться в Афганистане. А кто гарантирует, что некоторое время спустя США не вспомнят о «главенстве прав человека» и не попытаются провести в Синьцзяне «гуманитарную операцию» по поддержке мусульманского восстания, как это было два года назад в Косово?

Александр ЛОМАНОВ