Время новостей
     N°11, 25 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2006
Стрельба словами
Сергей Иванов пригрозил выходом России из системы европейской безопасности
Вполне возможно, в ближайшее время падет еще один международный договор, который называют краеугольным камнем в системе европейской и мировой безопасности. Речь идет об адаптированном Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). О возможном выходе из него заявил в Баку во время поездки по государствам Закавказья российский вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов. Позиция России, сказал глава военного ведомства, будет зависеть от действий партнеров по этому соглашению. Другими словами, будут ли некоторые страны, пока этого не сделавшие, ратифицировать документ. Речь, в частности, идет о прибалтийских государствах. Пока же Россию обвиняют в том, что она вооружает другие страны.

В ДОВСЕ зафиксированы лимиты и ограничения на присутствие вооружений и военной техники в том или ином регионе, в том числе и на границах между отдельными государствами, -- так называемые фланговые ограничения. Европейскими государствами документ был парафирован в ноябре 1990 года, а в июне 1992 года договор подписали восемь республик бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Россия и Украина). То есть они взяли на себя обязательства, принятые еще Советским Союзом. В 1995 году по предложению НАТО были внесены изменения в географические карты, обозначающие границы конкретных регионов. Другими словами, договор был адаптирован к новым, сложившимся после распада СССР условиям. Россия уже соблюдает новые уровни фланговых ограничений, в то время как некоторые европейские государства свои обязательства не выполняют. Более того, увязывают ратификацию ДОВСЕ новыми членами Североатлантического альянса, на чем настаивает Россия, с пребыванием российских вооруженных подразделений в Грузии и Приднестровье.

Несмотря на это, Россия признает ДОВСЕ, строго выполняет фланговые ограничения, вокруг которых разгорелся спор, и пока выходить из договора не собирается. Но ситуация может измениться. Впрочем, даже если Россия и выйдет из ДОВСЕ, сообщил «Времени новостей» российский военный дипломат на условиях анонимности, вряд ли что-то поменяется коренным образом. Нечто подобное произошло не так давно с выходом США из Договора по ПРО 1972 года, а затем и подписанием «джентльменского соглашения» под названием «Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов». Все это в корне поменяло политику в сфере ядерной безопасности, однако ядерные арсеналы не стали от этого более полными и разрушительными -- сокращение боевых блоков продолжается. Выход из ДОВСЕ, конечно, развяжет России руки, однако вряд ли она начнет стремительно наращивать обычные вооружения на границах с Западом -- для войн завтрашнего дня нужны другие средства и другое оружие.

России куда важнее разрешить давний конфликт, который уже десятилетие тлеет у нее под боком, -- проблему Нагорного Карабаха. Он, кстати, также связан с ДОВСЕ. Именно в рамках этого международного соглашения часть вооружений с российской базы в Грузии переводится на 102-ю (тоже российскую) базу в Армении. Военный путь решения проблемы Нагорного Карабаха Сергей Иванов считает бесперспективным, способным лишь усугубить этот конфликт. Решить проблему могут только сами Армения и Азербайджан, а мировое сообщество, и в частности Россия, им в этом должно помочь. Например, проведением миротворческой операции в зоне армяно-азербайджанского конфликта с участием российских вооруженных сил. Такая операция, однако, может состояться только после дипломатического урегулирования конфликта. Но вот миротворческая операция под эгидой ОБСЕ вряд ли будет эффективной даже при условии дипломатического урегулирования, уверен г-н Иванов. Азербайджан же продолжает считать Нагорный Карабах частью своей временно оккупированной Арменией территории, которую он собирается непременно вернуть.

Официальный Баку придерживается позиции урегулирования нагорно-карабахской проблемы мирным путем, однако не намерен навечно соглашаться со сложившейся ситуацией в регионе. Об этом 24 января в ходе совместного брифинга с Сергеем Ивановым заявил глава оборонного ведомства Азербайджана Сафар Абиев. «Позиция Азербайджана ясна. Нагорный Карабах, являющийся неотъемлемой частью Азербайджана, оккупирован. Если переговоры не дадут результатов, Азербайджан мобилизует все усилия, с тем чтобы освободить оккупированные Арменией территории. Мы способны на это», -- сказал Сафар Абиев.

Между тем, как пояснил «Времени новостей» азербайджанский политолог Расим Мусабеков, Баку может оказаться между молотом и наковальней -- возможные военные действия в Иране могут не только дестабилизировать ситуацию, но и изменить баланс в ныне динамично развивающихся отношениях Азербайджана с США и Россией. Собеседник газеты напомнил, что подконтрольная ныне России Габалинская РЛС позволяет отлеживать пространство от Индийского океана до Персидского залива. В случае военных действий против Ирана данный объект будет играть исключительную роль в развитии событий. По мнению Расима Мусабекова, Азербайджан будет определять тактику поведения в ситуации вокруг Ирана скорее с учетом позиции Турции, нежели России и США.

По поводу обещания Сергея Иванова продавать оружие не только Армении, но и Азербайджану Расим Мусабеков сказал «Времени новостей», что какие-то сделки возможны: «Страна становится платежеспособной, растет военный бюджет, поэтому Азербайджан представляет интерес для военно-промышленного комплекса РФ». При этом политолог полагает, что Азербайджан не заинтересован в размещении российских миротворческих сил в Нагорном Карабахе, «поскольку миротворческая миссия Москвы в Приднестровье, Северной Осетии ничего хорошего ни Молдавии, ни Грузии не принесла». Расим Мусабеков напомнил, что подобная идея была озвучена еще в 1994 году, но тогда президент Гейдар Алиев, взвесив все «за» и «против», отказался от предложения. «Я сомневаюсь, что нынешнее руководство республики примет ее», -- сказал г-н Мусабеков.

Пока же проблему Нагорного Карабаха Сергею Иванову придется обсудить и с другой заинтересованной стороной -- армянской, поскольку он прибывает с официальным визитом в Армению. А армянская позиция бескомпромиссна. Ее выразил министр обороны, секретарь совета национальной безопасности Серж Саркисян, для которого аксиомой является утверждение, что Нагорный Карабах «не может находиться под юрисдикцией Азербайджана».

Николай ПОРОСКОВ, Ирада АЛЕКПЕРОВА, Баку
//  читайте тему  //  Военная доктрина