Время новостей
     N°11, 25 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2006
Сказка об эффективном чиновнике
В стране предлагается ввести американскую систему госуправления
Административную реформу не критикует только ленивый. Стало уже расхожим мнение, что реформа, начавшаяся весной 2004 года с преобразования структуры федеральных исполнительных органов власти, провалилась или по меньшей мере застопорилась. Правительство доказать обратное не может. Хотя постоянно твердит, что все идет по плану.

Огульная критика без конкретных предложений, направленных на повышение эффективности реформы, недорого стоит. Вчера на очередном «круглом столе» из цикла «Модернизация России: новый вектор» такие предложения представил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он уверен, что разработанная им схема административной реформы «создаст в России самый эффективный аппарат государственного управления в мире и кардинально повысит ее глобальную конкурентоспособность».

Во-первых, на взгляд г-на Делягина, требуется, чтобы руководство страны взяло наконец на себя ответственность за те или иные решения. «В России сложилась уникальная система управления, в которой президент страны определяет стратегию деятельности государства и утверждает законы, а ответственность за реализацию этих стратегий и законов лежит, соответственно, на непосредственно реализующем ее правительстве и принимающей законы Госдуме», -- говорит экономист. Впрочем, и в правительстве свои проблемы с ответственностью. Глава кабинета министров, считает г-н Делягин, не может потребовать от подчиненных выполнения своих указаний, так как министры назначаются и снимаются президентом, перед которым и несут всю полноту ответственности. Для устранения этого, по выражению экономиста, «институционального порока» он предлагает совместить посты президента и премьера, наделив главу государства правом не только формировать, но и возглавлять правительство. Администрация президента и аппарат кабинета министров объединяются, количество министерств и ведомств сокращается, в некоторых случаях они реорганизуются. Иначе говоря, получается нечто похожее на американскую систему органов центральной власти.

Во-вторых, уверен Михаил Делягин, необходима интеграция функциональной, отраслевой и региональной систем госуправления. На его взгляд, переход к фактическому назначению губернаторов позволил осуществить интеграцию по типу управленческих систем, существующих в наиболее эффективных корпорациях. Здесь, правда, ученый-экономист оговаривается: у корпорации и государства разные задачи. В первом случае -- увеличение прибыли, во втором -- населения.

В-третьих, особое внимание должно быть уделено замене бумажного документооборота на электронный, что позволит в разы ускорить принятие решений. При этом система электронного документооборота строится так, что руководителям обеспечивается свободный доступ ко всей переписке, имеющей отношение к контролируемым ими сферам и вопросам. Подобная прозрачность даст возможность для эффективного контроля над чиновниками, которым, как предлагает г-н Делягин, можно будет начислять штрафные очки за нарушение нормативов (сроков ответа на запрос, например) и ошибки. При превышении годового лимита штрафных очков чиновник либо понижается в должности, либо увольняется. Предлагается создать и систему конфиденциальной связи, которая в том числе позволит гражданам сообщать о безобразиях, творимых чиновниками.

Прозрачность документооборота создаст предпосылки для уменьшения коррупции, что, по мнению Михаила Делягина, является четвертым и последним основным направлением административной реформы. Также для введения коррупции «в безопасные рамки» экономист предлагает одномоментно обновить составы всех судов (как сделал в свое время во Франции генерал де Голль), провести масштабную операцию по провоцированию чиновников на получение взяток (по опыту ФБР в США), освободить бизнесменов от ответственности в обмен на сотрудничество при расследовании дел чиновников, получавших от них взятки (по образцу операции «Чистые руки» в Италии).

В ходе «круглого стола» предложенная Михаилом Делягиным схема административной реформа возражений не вызвала, правда, было признано, что она нереализуема. Причина, по мнению бывшего заместителя председателя Счетной палаты Юрия Болдырева, -- если с точки зрения общества административная реформа не удалась, то на взгляд властной элиты даже очень удалась. «Нынешняя система выстроена так, чтобы саботировать то, что декларируется публично, и реализовывать то, что властной элите хочется на самом деле», -- говорит г-н Болдырев. Для того чтобы общество на что-то влияло в государстве, продолжил он, необходимо вывести действующие механизмы управления из тени. Например, подчинить суды МВД, чтобы перестать делать вид, что они независимы. «Без вскрытия действующих механизмов управления предлагать новые полезно только для гимнастики ума», -- сетует Юрий Болдырев. «Невозможно предположить, что эта власть сможет формулировать задачи, которые стоят перед всем обществом, и реализовывать их. Ее сегодняшняя мотивация сугубо материалистическая», -- подытожил научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владимир Иноземцев.

Михаил ВОРОБЬЕВ