Время новостей
     N°170, 18 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2001
Изгоем можешь ты не быть
США готовы примириться с некоторыми недругами
Жуткие теракты побудили американцев к поиску новых критериев в выборе союзников. По словам госсекретаря Колина Пауэлла, «новым стандартом американской внешней политики станет сотрудничество с другими странами в борьбе с терроризмом». В результате в орбите США могут оказаться государства с прочной репутацией изгоев. Это означает перекройку политической карты мира. Первым сигналом стало неожиданное заявление Пауэлла о «возможности сотрудничества в области противодействия терроризму с Ираном и Сирией». Теперь Вашингтон готов к коалиции с теми странами, за упрямое партнерство с которыми нещадно доставалось Москве.

Этому помогли и сами «отверженные». Только президент Саддам не сумел выдавить из себя слова сочувствия. Но Иран, Сирия, Ливия, всегда числившиеся в «черном списке» США, выразили американскому народу соболезнования и предложили посильную помощь. Американцам это понравилось, что насторожило их старого союзника -- Израиль. Особенно когда США заявили, что они «пока не увидели» и следов Ирака в этих преступлениях. Ливийский лидер Муаммар Каддафи с пониманием отнесся «к праву американцев на месть», хотя и предупредил, что Афганистан -- то «болото, где можно увязнуть». А в мечетях Ирана впервые со времен Исламской революции 1979 года не звучат антиамериканские проповеди. Американская боль, хотя и с опозданием, дошла и до ливанской организации «Хезболлах», поддерживаемой Сирией и Ираном. В воскресенье ее руководство выступило с соболезнованиями.

Отчасти поведение «отверженных» объясняется страхом. Никто не хочет, чтобы США ударили по объектам на его территории. А ведь в числе возможных целей американские политологи назвали не только Афганистан, но и Судан, Алжир и Йемен, а также долину Бекаа в Ливане, контролируемую «Хезболлахом», а значит -- Сирией и Ираном. Но есть и другая причина: в Иране, Сирии и Ливии давно наметилось стремление к улучшению отношений с США, санкции которых мешают бизнесу. Кроме того, экстремисты-интернационалисты от ислама угрожают прочности и самих мусульманских стран. «Нас беспокоят попытки создания международного объединения радикально настроенных мусульман-суннитов, многие из которых воевали в Афганистане», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» еще год назад не кто-нибудь, а представитель организации «Хезболлах», которая, как известно, объединяет ливанских мусульман-шиитов.

Сирии вообще хорошо знакомо, что значит войти в коалицию с США в борьбе «с нарушителями мирового спокойствия», и какие дивиденды можно от этого получить. В 1991 году 9-я бронетанковая дивизия и подразделение спецназа Сирии приняли символическое участие в операции «Буря в пустыне» против Ирака. «Когда они разгрузились, я с разочарованием отметил, что у них на вооружении старые русские танки Т-62. Но, честно говоря, мы были бы рады, если б они привезли даже древние Т-34. Главное, что сирийцы были с нами», -- вспоминал саудовский командующий принц Халед. За лояльность сирийцев отблагодарили. «Как раз тогда ливанцы подняли вопрос о выводе сирийского воинского контингента из Ливана. Сирийцы уходить не хотели, и за участие в «Буре в пустыне» выторговали право остаться. США закрыли на это глаза», -- объяснил газете «Время новостей» ливанский политик-эмигрант Этьен Сакер (Абу Арз). Сегодня похожая ситуация: Сирии, где в этом месяце прошли массовые аресты правозащитников и интеллигентов, все еще нужен Ливан. А Каддафи и Хатами нужен нормальный бизнес. У американцев теперь новые критерии: не законность и права человека, а борьба с терроризмом. Мир начинает играть по изменившимся правилам.

Елена СУПОНИНА