Время новостей
     N°9, 23 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2006
Власть над публикой
Российские фигуристы увозят все «золото» чемпионата Европы
На чемпионате Европы по фигурному катанию россияне в очередной раз установили своеобразный рекорд. Они первенствовали во всех четырех видах программы, а в общей сложности завоевали шесть медалей. К «золоту» и «бронзе» в парном катании награды высшей пробы добавили танцоры Татьяна Навка и Роман Костомаров, а также одиночники Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко. Еще одна россиянка, Елена Соколова, завоевала в Лионе «серебро».

Самое интересное -- состязания мужчин -- организаторы лионского чемпионата оставили на последний день. В этом был определенный резон: два года назад француз Брайан Жубер стал победителем континентального первенства. В Лионе сразу трое хозяев попали в группу сильнейших: Жубер, Фредерик Дамбье и Албан Пробер. Однако несмотря на это обстоятельство, реально противостоять Плющенко мог только один из этой троицы -- Жубер, который после короткой программы шел вторым с отставанием в пять баллов.

Плющенко и Жубер в своих коротких программах допустили одинаковые ошибки. В каскаде вместо четверного и тройного тулупов выполнили четверной и двойной. Вместе с тем француз явно уступал россиянину и в других компонентах катания, в частности в скорости на вращениях и артистизме. Взять реванш в произвольной программе Жубер также не сумел. Оба заявленных четверных прыжка были сделаны им с ошибками. В первом вместо четкого выезда француз растянулся в шпагате, второй был недокручен на полоборота. В итоге Жубер по сумме двух программ проиграл не только Плющенко, набравшему 245,33 балла, но и действующему чемпиону мира швейцарцу Стефану Ламбьелю.

После выступления Жубер посетовал на то, что не смог справиться с психологическим прессингом домашнего чемпионата. Однако создается впечатление, что на протяжении последних двух лет фигурист не прогрессирует: подъемы сменяются спадами. Возможно, отчасти это объясняется тренерской чехардой, Жуберу не везет с наставниками. В этом сезоне ему стал помогать Андрей Березинцев, хореограф остался прежний -- Николай Морозов. По мнению Морозова, диапазон возможностей Жубера не так широк, к примеру, классика ему не подходит, поэтому для обеих программ была выбрана современная музыка. Но в них отсутствует та самая изюминка, которая отличает катание чемпионов.

Плющенко же явно угадал с олимпийскими программами. Не случайно фигурист и его тренер Алексей Мишин так долго экспериментировали. «Тоска» Пуччини (короткая) и «Крестный отец» (произвольная), классика и современность, позволяют Плющенко раскрыть все грани своего таланта. Сыграть такие разноплановые роли -- художника Каварадосси и крестного отца мафии -- под силу не каждому. И не случайно Плющенко нередко называют артистом, поскольку этот спортсмен в совершенстве овладел не только искусством перевоплощения, но и тем, что дано лишь избранным, -- властью над публикой. Стоит Плющенко вскинуть руки, и зал замирает. С последними аккордами он падает на лед, а публика встает, как это было в Лионе.

Между тем на этом чемпионате Плющенко пребывал не в лучшей форме. Перенеся тяжелейшую простуду, пролежав под капельницей, он приехал в Лион физически ослабшим, что не могло не сказаться на выступлении. Однако даже ошибка, допущенная в произвольной программе -- двойной сальхов вместо тройного, -- не помешала питерцу выиграть чемпионат и на 17 баллов опередить ближайшего преследователя.

Еще один российский фигурист, Илья Климкин, «финишировал» пятым. Если бы не нелепая случайность в короткой программе (конек фигуриста попал в прорезь на льду, из-за чего невозможно было выполнить аксель в три с половиной оборота), ученик Виктора Кудрявцева мог претендовать и на более высокое место.

Самый непредсказуемый вид фигурного катания -- танцы на льду -- на этом чемпионате немало взбудоражили публику. После обязательного танца российский дуэт Татьяна Навка -- Роман Костомаров значились третьими, пропустив вперед украинцев Елену Грушину и Руслана Гончарова, а также литовцев Маргариту Дробязко и Повиласа Ванагаса. В итоге именно эти три пары и стали призерами первенства Европы, расположившись в несколько иной последовательности. Россияне -- первые с результатом 202,32 балла, украинцы -- вторые, литовцы -- третьи. Однако зрители, похоже, не согласились с мнением арбитров и во время церемонии награждения демонстративно устроили овацию литовцам, чье возвращение действительно стало сенсацией.

Никто не верил, что после четырехлетнего перерыва литовский дуэт сможет не просто вернуться в большой спорт, но и сразу же войти в число призеров чемпионата. Явно спортсмены все продумали до мелочей и не случайно выбрали в помощники тренера Игоря Шпильбанда, одного из основателей ледовой танцевальной школы в США. И их произвольная программа «Призрак оперы» отличалась сложностью и новизной.

Программа же россиян «Кармен» была выдержана в абсолютно ином, более привычном классическом стиле. Российский дуэт откатал ее почти идеально, лишь в конце партнеру, как он сам признавался, немного не хватило сил. Тем не менее в произвольном танце Навка и Костомаров опередили соперников, что вкупе с лидерством после оригинального и позволило им выиграть этот чемпионат.

Навка и Костомаров третий раз стали чемпионами Европы, Евгений Плющенко -- пятый, Ирина Слуцкая -- седьмой. По количеству завоеванных титулов россиянка превзошла знаменитых Соню Хейни и Катарину Витт, которые шесть раз побеждали на континентальных первенствах.

Ольга ЕРМОЛИНА