Время новостей
     N°9, 23 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2006
Операция Help
Генпрокуратура не вовремя сообщила об успехах в борьбе с иностранными неправительственными организациями
Закон о неправительственных и некоммерческих организациях, подписанный президентом Владимиром Путиным 10 января и официально опубликованный в минувший вторник, вступит в силу только весной. Но недоразумения между российскими властями и иностранными неправительственными организациями начались сразу же после его публикации. В начале прошлой недели на сайтах нескольких ведущих информационных агентств появились сообщения о закрытии в Ингушетии двух гуманитарных миссий, помогавших беженцам из Чечни, и иске республиканской прокуратуры против третьей.

Это событие немедленно вызвало серию гневных правозащитных комментариев. Однако через несколько дней ясность в происходящее внесла прокуратура Ингушетии: в декабре Верховный суд Ингушетии в действительности закрыл лишь одно представительство. В двух других случаях информация о закрытии офисов не подтвердилась.

Выяснилось, что летом прокуратура Ингушетии в рамках действующего закона «Об общественных объединениях» проводила проверку законности деятельности российских и иностранных гуманитарных организаций, работающих в республике. В итоге прокуратура направила в суд три иска о запрете деятельности: в отношении германской организации Help, английского Центра миротворчества и общественного развития и представительства американской корпорации International medical corp (IMC). «Федеральный закон требовал наличия у иностранных представительств государственной регистрации и разрешения на открытие представительства, -- поясняет заместитель прокурора Ингушетии Дмитрий Гурулев. -- Ни того ни другого у трех представительств на момент проверки не было».

Германское представительство оказалось наиболее дисциплинированным. Выяснилось, что его заявка на регистрацию в момент судебного разбирательства находилась в стадии рассмотрения, и все положенные бумаги были получены сотрудниками Help прямо в суде. 23 ноября прошлого года суд прекратил дело «за отсутствием предмета спора». «Претензии к этой организации сняты, она благополучно продолжает свою работу», -- говорит заместитель прокурора Ингушетии. В назрановском офисе Help уже успели забыть об этой истории. По словам сотрудников, сворачивать свой северокавказский проект Help не собирается.

Американское представительство также продолжает работать, причем его сотрудникам ничего не известно о претензиях прокуратуры. Хотя, по сведениям самой прокуратуры, иск о закрытии IMC все еще находится в суде. Меньше всего повезло британцам: 2 декабря 2005 года прокурорский иск о закрытии Центра миротворчества и общественного развития был удовлетворен. Миротворцы, впрочем, говорят, что и так собирались сворачивать представительство в Назрани из-за «неожиданно возникших проблем с аккредитацией».

В Ингушетии более или менее активно работает около 30 международных гуманитарных миссий. Германская Help развернула свою деятельность в самом начале второй чеченской войны и с тех пор специализируется на доставке непродовольственной помощи «внутриперемещенным лицам» в Ингушетии и Чечне. Сейчас ее посылки получает около 45 000 человек в обеих республиках. IMC также работает в Ингушетии более четырех лет, поставляя медицинское оборудование в ингушские медучреждения, проводя курсы повышения квалификации медицинских работников и оказывая бесплатную медицинскую помощь беженцам из Чечни, живущим в компактных поселениях и частном секторе. Даже если объемы помощи, которую предоставляют эти организации, часто недостаточны для полного решения проблемы, ингушские власти все равно признательны им за сотрудничество и не заинтересованы в свертывании гуманитарных проектов, поскольку в этом случае весь объем нагрузки целиком ляжет на государство.

Похоже, скандал возник из-за Генпрокуратуры, на сайте которой ровно в день опубликования нового закона «О неправительственных и некоммерческих организациях» и появилось сообщение о закрытии трех представительств по решению суда. Несмотря на то что суд по одному из исков состоялся 23 ноября, по другому -- 2 декабря прошлого года, а по третьему вообще не состоялся до сих пор, суровая «новость» появилась как предостережение именно в момент опубликования закона. К слову, в тот же день канцлер Германии Ангела Меркель во время встречи с Владимиром Путиным выразила беспокойство по поводу нового российского законодательства о неправительственных организациях. «Мы обсуждали этот вопрос с точки зрения функционирования международных НПО и постараемся сделать так, чтобы никакого ущерба НПО, которые функционируют в рамках заявленных целей, не было нанесено, -- пообещал российский президент. - Мы, наоборот, будем их поддерживать и заинтересованы в их работе».

Заместитель прокурора Ингушетии Дмитрий Гурулев уточняет: «Иски никак не связаны с появлением на свет нового федерального закона. К концу недели с учетом сведений ингушской прокуратуры было скорректировано и сообщение на сайте Генпрокуратуры. Неизменной осталась лишь грозная концовка: «Незаконная деятельность общественных организаций будет пресекаться прокуратурой республики и впредь».

Иван СУХОВ