Время новостей
     N°169, 17 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2001
А в тюрьме моей темно
Минюст задолжал энергетикам за электричество
Нежелание Министерства юстиции решить вопрос об оплате энергоресурсов ставит под угрозу нормальное энергоснабжение российских тюрем и колоний будущей зимой. Об этом сообщил вчера департамент по связям со СМИ РАО «ЕЭС России». По данным РАО, за семь истекших месяцев этого года долг Минюста перед энергетиками вырос в полтора раза и к 1 августа достиг 913,4 млн рублей, при этом основная часть задолженности приходится на учреждения исполнения наказаний Минюста. Прирост задолженности, по мнению РАО, образовался за счет так называемых «хозяйственных зон», в которых расположены принадлежащие тюрьмам промышленные предприятия. Минюст не только не оплачивает энергопотребление этих зон, но и отказывается вычленить их из общей структуры потребления исправительных учреждений, что мешает энергетикам рассматривать тюремные предприятия как коммерческие.

В самом же Минюсте к нападкам со стороны РАО относятся более чем спокойно. Тюрьмы -- это стратегические объекты, напомнили корреспонденту газеты «Время новостей» в Минюсте, вся система охраны работает на электричестве. Кроме того, этим летом правительство решило снабжать осужденных государственными заказами, чтобы улучшить экономическое положение всей пенитенциарной системы и решить вопрос реализации производимой заключенными продукции. Так что просто так отключить тюрьмам электричество РАО не сможет. Все, что остается энергетикам, -- это искать с тюремщиками компромиссное решение.

Энергетические и топливные кризисы в тюремной системе не новость, они случались и в дореволюционной России, и в ГУЛАГе. Снабжением исправительных учреждений теплом и светом ведали те министерства, которым в тот или иной период подчинялись тюрьмы. До конца 70-х гг. ХIХ века снабжением исправительных учреждений занимался департамент исполнительной полиции в центре и губернские правления и комитеты попечительского Общества о тюрьмах на местах. Вследствие плохого взаимодействия между ними тюрьмы регулярно, хотя и на короткий срок, оказывались без дров. Впрочем, эта проблема решалась за счет благотворительности.

Ситуация улучшилась после создания в МВД Главного тюремного управления и организации в его составе общего делопроизводства. Кроме того, с 1893 г. за снабжением тюрем наблюдали губернские тюремные инспектора. Система контроля снабжения сохранялась и после передачи в 1895 г. Главного тюремного управления в ведение Министерства юстиции.

В первые годы советской власти исправительно-трудовые учреждения подчинялись двум ведомствам -- тюремной коллегии Наркомата юстиции и соответствующему отделу ВЧК--ГПУ. С теплом и освещением хуже дело обстояло в лагерях, подчиненных ГПУ.

С июля 1922 г. все исправительно-трудовые учреждения были подчинены Главному управлению мест заключения НКВД, однако отдел снабжения тюремного ведомства не смог справиться с наплывом в 1925--1927 гг. большого числа осужденных на короткие сроки: узники стали голодать и чаще болеть.

В 30-е годы вновь разгорелась борьба между разными ведомствами за руководство лагерями. Пока НКВД, ОГПУ и Наркомюст делили между собой будущий ГУЛАГ, тысячи осужденных и административно высланных погибали от холода и голода. Несколько лучшее положение, как ни странно, сложилось к середине 30-х гг., когда снабжение заключенных было передано в руки местных управлений ГУЛАГа. Хотя и в эти годы в отдаленных лагерях люди погибали от голода и холода.

Относительно теплая и сытая жизнь у заключенных началась после преобразований МВД в конце 50-х -- начале 60-х гг.

Светлана МИХАЙЛОВА, Павел АПТЕКАРЬ